Анатомия праздника. Сетевые заметки мультимедиа – блог ЕЛЕНЫ ОСТРИВНОЙ / 07.01.2015 Новогодье и Рождество, блеск в глазах и ожидание чуда, разговоры и улыбки, апельсины и нарядные ёлочки. Всё это – Праздники: детские, взрослые и всеобщие.Можно всё и ничего одновременно. Спи хоть до обеда, гуляй до ночи или провались в виртуальном пространстве с головой. Каждому воля вольная – живи в своё удовольствие.И где то через неделю такого свободного времяпрепровождения в голове моей возник вопрос: Праздник, а что это такое? Что за пространство особое, что за сплошное непослушание и терпимость ко всем этим «безобразиям». И тут интернет как всегда подкинул мне собеседника, хотя говорил, конечно, он, а я слушала, открыв рот и не успевала соглашаться и радоваться умным мыслям и наступившему прозрению.Так наступило для меня счастье и инсайт в Новом 2015 году. Спасибо за это социологу Виктору Вахштайну, поведавшему посетителям ПостНауки о смене временной перспективы, ритмичности социальной жизни и празднике как эксклаве жизни.«Праздник даёт возможность обозначить своё собственное присутствие во времени. Праздники – это особый способ взаимодействия со временем». Точно, вот он - я, в пространстве и во времени со своими, наконец, реализуемыми желаниями и мечтами. Хочу - хлеб жую, даже можно с колбасой и после шести, и после семи, вообще, и в девять можно, и далеко за полночь. И спать потом, как настоящий Обломов до полудня, просыпаясь с тем же настроением неги и неторопливого недовольства скоротечностью жизни. Есть время и пофилософствовать, и погулять после обеда для моциона и хорошего настроения. «Праздник – это что-то вырванное из жизни, так называемый эксклав жизни (термин социолога Георга Зиммеля). Праздник противостоит рутинным действиям будней, которые синхронизируют временные перспективы жизни людей, находящихся под властью социальных ролей и правил. Утро. Необходимо вовремя встать, идти на работу, …, лечь вовремя, чтобы завтра встать на работу и т.д. Это заставляет людей жить в едином ритме».Точно. Бегаешь, словно белка в колесе - то одно, то другое, то вообще всё сразу. И будильник этот безальтернативный, и люди хмурые с утра, невыспавшиеся. А сейчас город такой затихший, притаившийся, гуляешь по улицам, в гости захаживаешь, разговоры неспешные ведёшь. Люди приветливые, улыбчивые. Домашние – ошалевшие от такого количества совместно проводимого времени, не наглядятся, не наговорятся. Приятная неожиданность и счастье для всех.«Когда праздников становятся много, они длятся и длятся, праздничное событие перерастает в процесс, который характеризуется ритмом предельной рассинхронизации, социальные правила становятся необязательными».Ну да, можно и выспаться, наконец, и марафет не наводить ежедневный, можно пожить такой обособленной собственной жизнью, когда социум почти не вмешивается в твои планы и действия. «Долго сообщество не может находиться в рассинхронизированном состоянии». Откуда-то появляются смутные нотки тоски по рабочему ритму и возникает сначала неосознанное желание прекратить это вневременье и безделье. Гонишь эти мысли, понимая, что никуда работа не денется, наступит, повздыхаешь потом.«Для сообщества всегда характерны два основных фактора: это общая территория и сами люди, её населяющие. Жители должны быть так или иначе видимы друг другу. На основании этого и возникает сообщество со своей системой синхронизации времени, способов принуждения и социального ритма жизни, свойственной для этой территории. Аритмичность социальной жизни наступает во время наступления праздников и это связано с субъективным течением времени, его эмоциональным переживанием каждым индивидуумом самостоятельно». С другой стороны, эти ассинхроны тоже наступают в определённой последовательности в соответствии с более сложной системой дыхания социума - такие вдох и выдох. Такая гармоничность успокаивает, раскрывает понимание ритма и движения жизни.«Общество распадается, когда наступает рассинхронизация времени участников сообщества. Когда каждый начинает жить в своём ритме, своём темпе». Здесь мне приходит на ум вполне прочитываемые аналогии жизни галактической. Наше сообщество также имеет свои формы социализации, активации и мотивации, есть в нём дружественные частицы - бесконечно выстраивающие новые связи, узлы и коммуникации, а есть – свободные радикалы, которые почти не соприкасаются с этим социумом, не совпадая с ним во времени, пространстве и интересах. Или переходящие из одного состояния в другое, такие мимикрирующие элементы. А в целом создаётся устойчивая система со своими магнитными полями и стереоэффектами.Всему своё время: есть Время – «большое гражданское стандартное» и Время – «живое настоящее». «Здесь и сейчас мы синхронизировали с вами свои временные перспективы за счёт возможности считывания друг друга в непосредственном диалоге».Именно праздники с их рассинхронизацией во времени и пространстве позволяют более глубоко понять не время календаря, а время коммуникаций, которые начинают выступать событиями упорядочивания нашей жизни. «Это - карнавальная ситуация. Когда наступает мир наоборот, ничто внешним и принудительным образом не синхронизирует ваше время». Сейчас в нашем распоряжении время коммуникативной синхронизации отдельных единиц сообщества во времени, пространстве и творчестве. Для этого и придумана площадка нашего сетевого кафе «Крылья, ноги и хвосты – 2015» - место, где каждый может разгуляться и пошалить, выстроить коммуникации и просто безоглядно пообщаться, потворить и пофилософствовать. Приглашаем всех присоединиться, пока не пробил час Большого Гражданского Стандартного Времени!«Крылья, ноги, хвосты – 2015», ссылки на все форумы в постах:1. Крылья, ноги и хвосты - 2015 2. Интернет-кафе «Крылья, ноги и хвосты». У камелька 3. Крылья, ноги и хвосты – 2015. Счастье в сети 4. Крылья, ноги и хвосты – 2015. Тренды и френды 5. Крылья, ноги и хвосты – 2015. Новое время 6. Новогодний музыкальный флешмоб 7. "Новогодние Каляки-маляки" время комуникации праздник