Толерантны ли студенты как потенциальные родители? Среда... и другие дни недели / 14.11.2014 Толерантность как качество личности проявляется в отношениях между людьми, когда ни один из них не стремится быть судьей другому. Данный постулат не вызывает сомнений, если речь идет о людях взрослых, а если о взрослом и ребенке?«Какая разница! Ребенок тоже человек!», – эмоционально реагируют студенты. Что за эмоциями? Какая родительская позиция свойственна студентам? Какие установки, взгляды, ориентации сложились у 18-летних, потенциальных родителей?Представим опыт освоения понятия толерантности студентами, обучающимися по специальности «Физическая культура», на основе рефлексивного диалога. В качестве разминки студентам предлагается высказать свои ассоциации к слову «воспитание». В ассоциациях содержится подсознательный образ (неотрефлексированное сознание), начало осмысления родительской позиции. На основании высказанных ассоциаций осуществляется диагностика типичных субъективных образов воспитания [2]: нормативно-формирующий («дисциплина», «порядок», «правильно», «формирование личности»); неопределенный («всесторонне развитая личность»); информационный («компетентный», «грамотный», «эрудиция», «широкий кругозор»); гуманистический (развивающий) – («помощь», «свобода», «взаимодействие», «общение», «радость», «любовь») (см. табл. 1) Неопределенный («всесторонне развитая личность»)Информационный («компетентный», «грамотный», «эрудиция», «широкий кругозор») 42,3% Информационный («компетентный», «грамотный», «эрудиция», «широкий кругозор»)Нормативно-формирующий («дисциплина», «порядок», «правильно», «формирование личности») 30,8% Нормативно-формирующий («дисциплина», «порядок», «правильно», «формирование личности») 23,1% Гуманистический («помощь», «свобода», «взаимодействие», «общение», «радость», «любовь») 3,8% Далее студентам предлагалось интерпретировать содержание сюжетных картинок, отражающих некую воспитательную реальность, что позволяет определить характер отношения к ребенку; выяснить роли, которые приписывает взрослый себе и ребенку в процессе взаимодействия. Если в описании картинок используются названия действий взрослого и действий ребенка, то можно диагностировать характер взаимодействий взрослого и ребенка как «умеющий и неумеющий»); если описание мыслей взрослого и мыслей ребенка – взаимодействие «взрослый и ребенок», если описание чувств взрослого и чувств ребенка – взаимодействие «человек и другой человек» [1].В описании картинок студенты чаще использовали названия действий взрослого и ребенка: «несут», «берет», отдает», «дарит», «ругает», «возмущается», «учит», «наставляет», т.е. определяли характер взаимодействий взрослого и ребенка как «умеющий и неумеющий».Затем студентам предлагается составить характеристики идеального ребенка и идеальных родителей, ответив на вопросы «Какими качествами обладает идеальный ребенок? Какими вам представляются идеальные родители?». Выполнение данного задания позволяет выявить соответствие между целями воспитания (качествами личности ребенка) и условиями воспитания (качества личности родителей).Для представления о реальном положении студентам предлагается составить характеристики трудного ребенка и трудных родителей, ответив на вопросы: «Какого ребенка называют трудным? Есть ли трудные родители?». Ответы студентов подводят их к выводу о детерминации проблем воспитания его условиями.В заключении студенты придают собственным педагогическим смыслам вербальную форму: «К каким выводам пришли? Что стало ясным? Какие возникли вопросы?».Рефлексивный диалог позволил студентам посмотреть на себя со стороны, определить характер своего отношения к ребенку – толерантный или интолерантный. Примечательно, что в начале разговора большая часть студентов имели нормативно-формирующий и информационный образы воспитания, что свойственно авторитарной (интолерантной) педагогике, что, кстати, с удивлением обнаруживают «потенциальные родители», они же утверждали о своей толерантной позиции!Нельзя утверждать, что сознание потенциальных родителей изменилось в ходе представленного диалога, но, действительно, переосмысление позиции имело место.Достоинство рефлексивного диалога в его обращенности к опыту каждого: останется человек с эти опытом или захочет его изменить, решать только ему самому.Библиографический список1. Бояринцева, А. В. Как «измерить» воспитание? / А. В. Бояринцева // Школьные технологии. – 2001. – №2. – с. 196.2. Осухова, Н. Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем / Н. Г. Осухова // Педагогика. – 1995. – №3. – с. 60 родители толерантность