10 проектов, которые нужно посмотреть Блог стайного советника / 15.09.2014 Это продолжение темы 10 книг, 10 фильмов и 10 игр, которые нужно прочитать, просмотреть, проиграть. В перечисленных темах было, на мой взгляд, самое важное - эти 10, или сколько угодно объектов, важны не столько для того, кто их прочитает, сколько для нас всех, как для сообщества. Эти объекты служат нам основанием для того, чтобы начать договариваться, опираясь на какие-то общие понятия и не ощущая постоянно ментальной пропасти, которая нас разделяет.В педагогических книгах это оторванные помогающие ручки Холта, громкоговорители, механические ослики и сетевые сводники Иллича, зоны ближайшего развития Выготского, передаточные механизмы и черепахи Пейперта, муравейники, стаи птиц и бродячие деревья Резника - все это понятия, на которые мы можем опираться в обсуждениях, справедливо предполагая, что всем остальным участникам обсужения они известны и все мы говорим примерно об одном и том же. Ну, или если они не известны, то точно известен адрес - куда пойти и где про это прочитать.В компьютерных играх это открытие новых земель и выбор новых технологий в Цивилизации, установление связей во времени и в пространстве в Кармен-Сан Диего, поиски ботинков в квестах и т.п. Тут важно как и в книгах, что у участников обсуждения есть общий игровой опыт и они говорят об общих объектах, могут их сравнивать на основе предшествующего опыта.А вот когда речь идет об обсуждении учебных проектов и проектной деятельности, то я очень не уверен, что мы говорим все об одном и том же и что у нас за словами стоят общие проекты, на которые мы все в детстве смотрели или на которые можно сейчас пойти и посмотреть. Я бы здесь обратил внимание не столько даже на качество проектов, сколько на то, что у людей, которые говорят про образование и обучающие проекты должна быть общая платформа для сравнения. У нас должны быть общие элементы в решетке, чтобы создавать общую концептуальную решетку. Иначе непонятно, что мы сравнивали и на чем базируются наши конструкты. В этом смысле и предыдущие проекты с книгами, фильмами или играми, интересны прежде всего тем, что задают общее поле для дальнейшей совместной игры. Если общего поля нет, то строить вместе ничего нельзя. Что мы можем сравнивать вместе, если у нас нет элементов всем нам одинаково доступных. Когда сравнивают персонажей из сказок, то выбор определяется не столько тем, что персонажи так уж значимы, сколько тем, что все эти персонажи хорошо знакомы всей аудитории, которая участвует в сравнении. А кто наши Красные Шапочки, Волки, Колобки, Дюймовочки на поле образовательных проектов? Что тут будет важно при выборе - на описание проекта и его результаты всегда хочется посмотреть со стороны.Я столкнулся с проблемой отсутствия общих элементов, когда пытался построить общую концептуальную решетку.Построение концептуальной решетки включало следующие этапы: выбор в качестве элементов ситуаций учебных проектов совместной сетевой деятельности; выявление полюсов конструктов, на основании сравнения и ранжирования предложенных элементов; построение первичной кластерной модели как концептуальной решетки «ситуации – конструкты».И я поставил туда проекты, которые я или сам организовывал, или очень хорошо знаю. И получил поле конструктов и проектов.А вот отклика от читателей не получил. Наверное, потому что у нас не было знакомых всем проектов.А давайте мы попробуем такой список всем известных "с детства знакомых" учебных проектов собрать и потом на их основе посмотреть, чем они между собой различаются. выбор концептуальная решетка общее понимание проект сравнение