Исследование, как приключение babin's blog / 27.10.2010 Ах как хочется приключений,Отчего их совсем не стало?Напишу про исследовательскую деятельность школьников. Что она даёт ученикам, учителю, и в целом, народному хозяйству. Народное хозяйство не получает от этой деятельности ничего (или почти ничего). Трудно представить, что в школьной лаборатории, обладая школьными знаниями, под руководством учителя, не имеющего опыта научной работы (в основном), ученики найдут что-то полезное, мимо чего "прошли" сотрудники специализированных институтов. О такого рода исследовательской деятельности писать не буду, поскольку это - отдельный разговор. По личному опыту могу выделить следующие мотивы учеников заниматься исследовательской деятельностью в школе:1. Способ выделиться в классе.2. Получить хорошую оценку.3. Потусоваться.4. Возможность самому сделать установку, чтобы работала.5. По принуждению учителя.6. Разобраться в интересном явлении.Все эти мотивы имеют место в жизни школы. Только "работают" с разной эффективностью. Научный поиск (даже на таком примитивном уровне) - тяжёлая серьёзная работа. Именно поэтому исследовательская работа, не имеющая в основе настоящего интереса, очень быстро сворачивается. Из всех приведённых мною мотивов к серьёзным результатам приводит лишь п.6. Многие школьники поглощены компьютерными играми. День и ночь их компьютерные похождения "сидят" в их сознании. Они переживают приключения в виртуальном мире и в какой-то степени чувствуют себя счастливыми. Исследовательская работа, если она ведётся по-настоящему, тоже постоянно присутствует в сознании. Возникают новые идеи, как лучше выполнить тот или иной опыт, какой моделью лучше описать явление. Это увлекательнее компьютера, потому что школьники "играют" с реальным миром! В конечном счёте, геймеры получают удовольствие от способности управлять виртуальными объектами. Школьники-исследователи управляют природой, втискивая её в жёсткие рамки закономерностей.Пусть эти закономерности давно уже получены высоколобыми учёными мужами, дело не в научной новизне, а в воспитании исследователя. Очень удачно конкурс Intel назывался "Учёные будущего", именно так: я ещё не волшебик, я только учусь... Доведя до конца исследовательский проект, ученик получает не только расширенные знания и умения по специализации проекта, но и уверенность в том, что он сможет сам управлять окружающим миром.Какова же роль учителя? Если продолжать аналогию с компьютерными играми, учитель - создатель игры. Он создаёт исследовательскую среду, снабжая информацией о возможных методиках, приборах, литературе по выбранному вопросу, обсуждает план исследования с подопечным. Что получает учитель от этого процесса? Не знаю, наверное, хороших учеников! исследование научный поиск подготовка учитель