Любимые книги и фильмы про обучение Блог стайного советника / 08.07.2014 В продолжение разговора, поднятого Ольгой Урсовой...Я тут позволю себе расширенное описание книг и текстов про школу, которые очень люблю. Не то, чтобы я считаю их обязательными для прочтения, я просто считаю их чудесными: Саша Соколов, Марсель Паньоль, Роберт Пирсиг, Терренси Уайт, Гаррисон Кейлор.Саша Соколов - "Школа для дураков" Марсель Паньоль "Детство Марселя" - книга, которую написал школьный учитель о своем детстве в семье школьного учителя. Очень светлая и веселая книга про Прованс - трилогия. Я эту книжку с детства люблю и когда оказался на холмах под Марселем в обществе богемных студентов, собирающих грибы, то вдруг почувствовал - да вот же - тут он и ставил ловушки на птиц и гонял кроликов. А сейчас думаю, что в ней везде преодоление страхов и самый главный во второй книге, когда после всех прелестей лета нужно возвращаться в школу, и его настолько плющит от этого, что он готов стать "Атшельником с холмов". Очень достойная экранизация книг у Робера: - Гордость моего отца - Замок моей материВставлю здесь музыку Владимира Косма к фильмуВообще Паньолю очень повезло с экранизациями. А может быть сами его книги и сценарии фильмов такие, что режиссеры и актеры чувствовали их прелесть. Наверное, самая известная картина по мотивам Паньоля - Жан де Флоретт - с такими звездами как Монтан, Депардье, Отой.Роберт Пирсиг - "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" - сумасшедший преподаватель университета едет на мотоцикле через Америку и рассуждает про философию, образование и технические инструкции. Там столько всего, что оказало влияние на современную культуру, что и не перечислить. Один только "кирпич" в стене, который снимает страхи и запреты на творчество студентов чего стоит. И прекрасное описание технических инструкций к средству (методических разработок по использованию чего-либо) - в компании такие научно-технические документации пишут сотрудники, которых ни к чему более полезному пристроить не удалось. Пирсиг про это точно все знал, потому что сам в силу профессии много лет писал такую документацию. Теренси Уайт - "Меч в камне" - повесть о короле Артуре из серии «Король былого и грядущего». Мерлин учит будущего короля Артура, позволяя ему побыть рыбой в реке, птицей в лесу, муравьем в муравейнике... Уайт не только преподавал литературу, но и профессионально занимался соколиной охотой. Для учителей биологии просто обязательно. Ну и истоки Гарри Поттера, для тех, кому это нравится. А вот диснеевский мультфильм по книге никуда не годится.Гаррисон Кейлор - ведет свою передачу больше четверти века и придумывает чудесные воспоминания про выдуманный город, где "все мужчины красивы, все женщины сильны и все дети выше среднего". У них там огромная сетевая коллекция шуток, рассказов и песен, которые используются для изучения языка и литературы. И каждое утро Кейлор присылает подписчиком The Writer's Almanac текстовое и аудиописьмо, в котором рассказывает об этом дне в истории мировой литературы. Фантастической производительности и организованности человек. И очень часто рассказывает о школе (с точки зрения школьника) - Позвольте мне вспомнить старые дни воспитания. Когда мужчины бродили вокруг селений в поисках добычи в своих звериных шкурах и заходили в селения только для продолжения рода. Потом они вновь отправлялись на охоту и, когда они возвращались, это был уже не ребенок. Это уже был молодой мужчина. Те дни, когда родители не читали всех книжек про детей, не изучали всей этой литературы так, как будто это их вторая неоплачиваемая работа, не беспокоились о вступительных экзаменах в детский сад, не беспокоились об этом ADD - affection deficit disorder - расстройством, связанном с недостатком родительского внимания. Когда они думают, что существует связь между ADD и поеданием снега. В дни моего детства дети были абсолютно свободны. Мы были свободны и бродили вокруг города как койоты. Мы делали ужасные вещи. Ужасные и чудесные вещи. И у нас было целое здание. Никто не строил его для нас, просто это был проект какого-то оздоровительного центра, а потом от него отказались. Это был наш форт и мы посылали оттуда кавалерию, чтобы перебить индейцев, иначе индейцы убили бы нас. И мы строили снежные крепости, а по весне у нас был огромный гидропроект и мы стремились разрушить все, что только нам удавалось. Родители не стремились выглядеть героями в глазах своих детей. Они не хотели быть cool - они вообще про это ничего не знали. Они жили своей независимой жизнью, которая казалась нам загадочной. Они давали нам денег на завтраки, велели делать домашние задания, которые задал учитель и, если у нас что то не получалась - это была наша вина. И мы были им признательны и слушались их. Если они говорили - "Тихо!" - мы затихали, пока кто-нибудь снова не начинал орать. Если они говорили "Чтоб вас разорвало!" - мы разрывались или притворялись взорванными. Но, мы были абсолютно свободны. Коллекция цитат Кейлора http://en.wikiquote.org/wiki/Garrison_KeillorИ очень много новостей Вобогона на YouTube:Есть же еще ощущение, что тебя в книге что-то зацепило. Не факт, что это зацепит кого-то другого. Например, у Корчака меня когда-то поразили слова о ребенке воскресного дня вашей души. Как-то о том, что на занятия приходят очень разные дети и ты к ним относишься по разному и кто-то тебе нравится, кто-то нет, но среди всего этого многообразия детей есть один - ребенок воскресного дня вашей души. Я в это время очень мучился, что не могу относиться ко всем детям одинаково и, наверное, это плохо, надо быть как-то ровнее. А тут такое разрешение от Корчака, что это не мой исключительный опыт, и надо просто признать, что вот есть такой "ребенок воскресного дня" и не заботиться этой проблемой. И у Коменского для меня в университете важна была фраза о том, что "как руки хотят делать, голова думать, так же и сердце хочет верить и любить" - за эту фразу все многословие можно простить. литература школа