Рассказывание историй в ScratchJR Блог стайного советника / 21.05.2014 Начинал писать это сообщение как безобидный пост о новом продукте - ScratchJR. Много интересных особенностей - язык для детей 5 - 7 лет, сделала группа Tufts - давний партнер MIT и именно они сделали столь нами любимую среду VUE, продукт на планшетах и т.д. Но, самое для меня близкое - среда для современной литературы. Это позиция - программирование (coding) = современная литература = создание нарративных текстов, принимающих сегодня форму мультимедийной компьютерной программы.По тому, что представлено на сайте, видно сохранение общей идеи создания цифровых историй + упрощение большинства функция и скорее всего многие из возможностей при адаптации на детей 5 - 7 лет будут просто сокращены.И тут я обратил внимание, что таких сред, где ученики обмениваются своими историями, своими повествованиями становится все больше. Это же не только клоны Scratch, это и Планета Сквик от Алана КеяЭто же просто такой мощный куст сред, где вокруг создания историй вырастает своя специальная литература. И в этих средах учеников привлекает возможность создать свой проект, рассказать свою историю в форме игры или в какой-то другой форме. И для учеников не стоит вопрос Чему можно научиться с помощью Blocky и Code? - там другой вопрос - А что я могу тут сделать? И ответ в этих средах - Ты сможешь здесь создать новую историю и поделиться этой историей с другими людьми. И это, по моему, и есть разумная цифровая грамотность, которая тестируется способностью создавать цифровые истории самого разного формата. В этом плане слова Кеннингема "Не показывай нам свои дипломы, а сядь и попрограммируй с нами" означают - давай мы в этой специфической беседе проверим твою грамотность, начитанность, наигранность и насмотренность.Совместная деятельность и сетевые взаимодействия субъектов образования, как правило, выстраиваются вокруг создания цифровых историй различного типа. Особое внимание на значение повествований и значение практики рассказывания историй для различных областей деятельности человека обращал Дж. Брунер - он даже 2 книжки на эту тему написал:Bruner J.S. Life as Narrative // Social Research. 1987. Vol. 54, № 1. P. 11 – 32.Bruner J.S. Making stories: law, literature, life. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2003.На основе совместного создания историй выстраивалось продуктивное учебное взаимодействие в работах В.Я. Ляудис, которая рассматривала ситуацию совместной продуктивной и творческой деятельности учителя с учениками и учеников друг с другом как своеобразную открытую самоорганизующуюся социальную систему. С появлением компьютерных технологий возникло многообразие форм цифрового сторителлинга. Работы М. Пренски и Дж. Ги позволили расширить представление о том, какие формы может принимать современная цифровая история и сегодня этот термин объединяет многообразие жанров создания нарративных текстов, создаваемых в компьютерной среде (гипертексты, игры, имитационные модели и т.п.). Ключевое значение имеет то, что цифровая история и составные элементы этой истории могут использоваться другими участниками совместной деятельности при создании новых историй. В центре внимания находится не только учебная деятельность отдельного субъекта, связанная с созданием индивидуального продукта, а система отношений между всеми элементами. Используя метафору шахматной школы можно утверждать, что объектом педагогического дизайна служит не только фигуры, правила и доска, на которой разыгрывается история игры, но и вся сеть отношений, которая складывается «вокруг доски» между участниками совместной деятельности. Scratch digital storytelling рассказ