Кластерные и векторные модели Блог стайного советника / 31.03.2014 Это продолжение темы о моделях и моделировании в педагогических исследованиях. На этот раз поговорим о кластерных и векторных моделях, карьеристах, исследователях, коммуникаторах и киллерах.В.Я. Ясвин использовал методику векторного моделирования для типологии образовательной среды, основываясь на построении системы координат, состоящей из двух осей: ось «свобода — зависимость» и ось «активность — пассивность».При первом прочтении меня тут задели только знакомые слова про векторы, шкалы и кластеры, которые давно и активно используются в психосемантических исследованиях. А потом я вспомнил, что где-то уже встречал карьеристов на поле, которое отображало возможные области среды. Среда, правда, была не образовательная, а игровая. И это была роскошная работа Бартла, который анализировал поведение игроков внутри игровых миров. Бартл предложил следующую типологию: Карьеристы – игроки, для которых важнее всего достижения. Чаще всего это подразумевает накопление богатства или получения высокого уровня. Исследователи – игроки, для которых важнее всего исследование игры. Игроки стараются узнать как можно больше о виртуальном мире. Коммуникаторы (комментаторы) – игроки, для которых важнее всего общение с другими игроками. Они используют коммуникативные средства игры для общения с другими участниками. Киллеры – игроки, для которых важнее всего влиять на других игроков. Они используют возможности игры для того, чтобы подавить, навредить или, в редких случаях, помочь другим игрокам. А еще Бартл предположил, что типология игроков определяется их потребностями по следующим шкалам: Действие – Взаимодействие Игроки – Мир, в котором происходит деятельность И тут шкалы Бартла кажутся мне много интереснее, поскольку ни один из полюсов не несет отрицательной коннотации. Если игрок стремится к результативным действиям в системе, то это карьерист, который будет накапливать богатства и выходить на более высокие уровни достижений. Если игрок стремится к результативным действиям по отношению к другим игрокам, то это киллер, который будет уничтожать и подавлять других игроков. Если игрок стремится взаимодействовать с системой, то это исследователь, который исследует возможности системы. Если игрок стремится взаимодействовать с другими участниками, то это коммуникатор, который постоянно ведет разговоры. Все это относилось к среде сетевых игр, но мне кажется, что многое из этой типологии может быть перенесено и использовано при анализе ситуаций, которые возникают в виртуальной среде обучения.Например, если учитель стремится к результативным действиям по отношению к другим участникам совместной сетевой деятельности, то как мы его назовем? моделирование