Ретроспектива российской школы в живописи Галактический блог Елены Годуновой / 13.08.2013 Серия материалов под единым названием "Педагогическая классика для настоящего и будущего" со статьями о Я.Корчаке, К.Д.Ушинском, С.Т.Щацком и В.А.Сухомлинском вдохновила на дальнейшее продолжение поиска, связанного с историей российской школы, на этот раз уже в другом жанре, а именно, в живописи.Захотелось узнать, как отражалась школа и все, что с ней связано, в произведениях русских и российских художников на протяжении, скажем, ста пятидесяти с небольшим лет, и как это отражение помогает нам понять факты из истории школы.Итак, начнем:Это было правление Александра II, характеризующееся введением всесословного образования. Возможно, обучение этих крестьянских детей велось по книгам Ушинского ("Детский мир", "Родное слово"), уже изданным к моменту написания картины.Художник замечательно, на мой взгляд, изобразил эмоциональное состояние экзаменуемого ребенка - это смущение, волнение, непонимание чего от него хотят (возможно, не научив), даже страх перед этой комиссией, в которой есть его учитель, по виду- приходящий священнослужитель и некий, говоря современным языком, представитель деревенской общественности, возможно, попечитель данной школы. Критики относят эту картину молодого художника к остро-обличительным. По историческим документам известно, что родители не были обязаны посылать детей в школу, и дети не одновременно приступали к учёбе и так же не одновременно оставляли учёбу, так что большинство детей училось около пяти месяцев в году. Земскую школу иногда иронически называли «трёхзимней». Основной причиной короткого учебного года называлась занятость крестьянских детей, даже самых маленьких, в домашнем хозяйстве — родители могли себе позволить отпустить их в школу только в зимнее время года, когда не было сельскохозяйственных работ.Картина дает нам представление об оснащенности класса - здесь и различные карты, доска, мел, парты, скамейки... Повсюду ли есть перемены в этой области в современной школе?Картина отражает эмоциональное состояние гимназиста и его семьи после неудачного экзамена: явления второгодничества и исправление ситуации с ним связанной, были близки педагогам-классикам. Особенно С.Т.Шацкий осуждал это пренебрежение ученическими судьбами и подсчитывал экономическую невыгоду второгодничества. А Ушинский, если вы помните, был в шоке от осуществления желания начальницы Института благородных девиц оставить на 2 года(!) лучших учениц, дабы с блеском отметить юбилей института!С картиной Д.Жукова "Провалился" очень уж перекликается, ставшее классикой бытового жанра в живописи произведение "Опять двойка", которая в 1958 г. представляла советское искусство в Брюсселе. Подробнее о художнике и истории картины здесь. Для любителей деталей информация о другой картине художника на школьную тему "Прибыл на каникулы", написанной ранее и упомянутой в виде календаря на стене в "Опять двойка". Об истории картины и ее героях читать "Наш любимый двоечник". Картина "Переэкзаменовка" (1954) с тем же героем здесь.Вернемся однако к хронологии событий.На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить:(10^2 + 11^2 +12^2 + 13^2 + 14^2)/365Источник. Задачи для устного счета Рачинского можно увидеть здесь и здесь.Нужно сказать, что художник сам учился в школе Рачинского (существующей и поныне!), позднее стал педагогом и посвятил множество полотен школьной теме, отражая на них крестьянских детей за школьными занятиями. Например, "У дверей школы". Подборка работ художника здесь. Интересно, пользуются ли учителя математики системой Рачинского сегодня? И в каком классе ученики смогут решить приведенный пример устно?Подробнее о школе Рачинского Идеи С.А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ."Сторонник развития женского образования, С. А. Рачинский одним из первых в губернии стал обучать совместно девочек и мальчиков, добился открытия двух школ для крестьянских девочек – Шоптовской и Тарховской. Ни одной земской или министерской школы по Бельскому уезду не было оставлено Рачинским без внимания и материальной помощи. С 1888 по 1897 годы он израсходовал своих средств больше, чем земство, в 13 раз, чем Министерство народного просвещения – в 32,3 раза. Всего на нужды школ С. А. Рачинский внес более 100 тыс. рублей". Впрочем, есть подобные примеры и в современности Подвиг в Вершинино. Как томский фермер Колпаков построил в селе инновационную школу.Как век двадцатый отражен в живописи по школьной тематике?Насколько мне удалось установить, активно школьная жизнь отражалась в живописи в 20е и 50е гг. прошлого века. Почти нет работ, датированных 30-ми и 40-ми. Оно и понятно: репрессии и война - не до школы было...В 1943 в условиях Великой Отечественной войны раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. По итогам реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением нет преимуществ в организации педагогического процесса, но есть трудности в воспитательной работе. Было принято решение отменить проведение реформы (по официальной формулировке, учитывались опыт работы школ, пожелания родителей и мнение учителей). Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 г. восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года. Картина уже отражает совместное обучение в 50-е годы, либо (что более вероятно) обучение в школе отдаленного (судя по соснам за окном) населенного пункта, которого не коснулось раздельное обучение. Однозначно, картина написана после введения вновь в 1948 г. отмененной в 1918 г. школьной формы. Несколько слов о непременном атрибуте школьной формы - пионерском галстуке. Он появился в 1922 году сначала как сшитый самостоятельно или позаимствованная женская красная косынка, только в 1925 г. наладили его промышленный выпуск. Но всегда практически ощущался его дефицит для сельских детей. Подробнее о галстуке «Он ведь с красным знаменем цвета одного»: материалы к истории одного шейного платка.Ученики, как свидетельствует живопись, носили пионерские галстуки повсюду: "День спорта", "Утро" (Т.Н.Яблонская, 1954 г.),"Домашняя работа" (В.Серов, 1956), "Мечта" (Б.А.Постников, 1976).Как считают критики, - лучшая картина из написанных белорусами на тему школьного детства, выставлялась с 1950 г. по 2008 г. на 12 международных выставках. Автору, пережившему оккупацию в Минске, были близки приметы мирного времени и его заботы. 1 сентября отмечается как День Знаний с 1984 года, но давно уже был праздничным для всех, кто связан со школой. Подробнее об этом дне.Родителям школьников посвящается!:)))А для сравнения приведу картину, написанную на 30 лет ранее. Возникло несколько вопросов: когда появилась группы продленного дня? Как и когда родители стали вовлекаться в образовательный процесс? ГПД="продленки" в нашей стране появились, как свидетельствует этот документ, в 1960 г. То есть можем сделать вывод, что уставшая учительница на картине осталась в школе заниматься с учениками дополнительно в свое свободное время, возможно, не желая снижать процент успеваемости в рамках борьбы со второгодничеством."Инициатором борьбы за преодоление второгодничества выступила ростовская ордена Трудового Красного Знамени средняя школа № 1. В 1960 году учительница этой школы Л.А. Шумеева (ныне Герой Социалистического Труда) с кремлевской трибуны Всероссийского съезда учителей рассказала об опыте работы своих коллег и от имени педагогического коллектива школы № 1 призвала всех учителей бороться за решение важной государственной задачи - полностью ликвидировать второгодничество. Инициатива школы № 1 города Ростова-на-Дону получила широкую поддержку педагогических коллективов других школ области и всей нашей страны." Источник.Что касается привлечения родителей к процессу воспитания и образования, то напомню, что эту проблему разрабатывали и Ушинский, и Сухомлинский. Правда, первый сначала писал о таких родителях, которые лучше бы не вмешивались, а затем создал для них, в том числе, "Родное слово" для занятий по обучению грамоте. А В.А.Сухомлинский придумал лекторий для родителей будущих первоклассников и вел родителей вместе с детьми все школьные годы.Интересно ли вам, коллеги, узнать как отражался образ учителя в живописи русских художников?Константин Трутовский "Сельская учительница". 1883 г.Владимир Маковский. Приезд учительницы в деревню. 1897 г.Ефим Чепцов "Школьные работники. Переподготовка учителей". 1925 г.Школьные работники=шкрабы, помните?Е. Кацман "Сельский учитель" 1925 г.Абрам Харьковский "Награда учителю". 1951 г.Современными картинами уже из 21 века, посвященными учителям, завершится художественная ретроспектива на школьную тематику.Коллеги, вот такой разной, как и в реальности, получилось отражение школьной жизни в творчестве художников, которым стоит высказать благодарность за то, что нам есть, на что посмотреть, за то, что они зафиксировали для нас образ русской школы в разные эпохи, и нам есть над чем подумать по прошествии лет.Приглашаю вас вместе пополнять школьный альбом своими находками. Это могут быть ваши любимые картины о школе или те, по которым вы писали сочинения о школе-учителе-учениках. Возможно, у вас есть любимый художник, который посвятил свое творчество нашей профессии! А может быть, ваши ученики сделали вам подарок в виде вашего портрета? Делитесь, вместе мы сделаем школьный альбом наиболее полным! Буду признательна за ваши комментарии и добавления по интерпретации представленных картин! живопись история школа