Коменский - дедушка педдизайна Блог стайного советника / 05.08.2013 Волею судеб, разбираясь с программированным обучением, перечитывал Яна Амоса Коменского и выписал из Великой Дидактики длинную цитату, в подтверждение того, что Коменский был дедушкой педагогического дизайна.Как можно сделать так, чтобы все учились по одним и тем же книгам.Получится заметное сбережение сил в том случае, во-первых, если ученикам будут предоставлять только книги, предназначенные для занятий в данном классе. Во-вторых, если школьные пособия такого рода, как доски, прописи, начальные пособия, словари, руководства по разным наукам и искусствам, заранее будут готовы. Ведь сколько к сожалению пропадает времени, пока, наконец, учителя (как это бывает) приготовят учителям алфавитные таблицы, дадут образцы каллиграфии, продиктуют правила, тексты и переводы текста. Следовательно, будет выгодным, чтобы все книги, которые нужны по всем классам, имелись отпечатанными в большом количестве. Таким образом, все то время, которое нужно было бы потратить на диктовку, записывание и перевод, с несравненно большей пользой было бы употреблено на самое объяснение, повторение, на попытки подражания. И не нужно бояться того, что таким образом поощряется бездеятельность учителей. Ведь если проповедник разъяснил прочитанный им из Библии, священный текст и указал на его значение (по отношению к учению, увещанию, утешению и пр.), то это все, что можно от него требовать, хотя бы текст из источников он перевел и не сам, а заимствовал откуда-либо готовый перевод. Это последнее для слушателей совершенно не важно. Так, для учеников совершенно неважно, сам ли учитель подготовил все необходимое к уроку, или кто-нибудь это сделал до него, лишь бы было под рукой все, что требует дело... И чего я особенно желаю и на чем я настаиваю, так это на том, чтобы книги были написаны понятно и доступно и давали бы учащимся такое освещение, благодаря которому они понимали бы все сами, даже без учителя. Коменский Я.А. "Я.А. Коменский. Избранные педагогические сочинения". В двух томах. Том 1. Педагогика, 1982. с. 374 - 375Вот ведь что здесь самое удивительное? Из слов Коменского следует, что в 17 веке серьезно обсуждалась проблема повторного использования готовых учебных материалов. Должен ли учитель готовить все эти учебные материалы самостоятельно, согревая их теплом собственного сердца и собственных ладоней, или же возможно взять готовые материалы, собранные другими людьми, напечатанные в типографии. И Коменский однозначно говорит, что не надо заботиться о сохранении авторского и уникального в учебных материалах. Воспользуйтесь готовыми учебными материалами, освободите себе силы и время для того, чтобы лучше объяснить материал. Используйте вещь и средство, чтобы выиграть в качестве обучения. И здесь Коменский, возможно впервые, начинает действовать на поле педагогического дизайна, суть которого состоит в создании вещей, использование которых меняет поведение субъектов процесса образования.И другая тема, которая возникает при изучении истории продвижения в образование аудиовизуальных средств. Пока основным средством обучения была книга, она не слишком мешала учителю играть роль солнца на кафедре. Но, когда в классе появились такие технические средства, как радио- и телевизионные установки, проекты, эпидиаскопы, проигрыватели и магнитофоны, ситуация изменилась. Как отмечал Ричмонд, эти вспомогательные средства повышают эффективность преподавания за счет повышения эффективности учебного процесса и служат лишь дополнением к личному вкладу преподавателя, но их применение неизбежно меняет характер взаимоотношений преподавателя и учащегося.Например, во время радиоуроков главная задача преподавателя состоит в том, чтобы возможно более стушеваться, слушать передачу со всем классом, не прерывая ее и не навязывая своих комментариев, и уж менее всего выступать в роли оракула. Во время демонстрации звукового фильма ему так же не следует вмешиваться, предоставив аудитории возможность составить свое собственное мнение. И в том, и в другом случае часть его ответственности перекладывается на машину. Ричмонд В.К. "Учителя и машины: введение в теорию и практику программированного обучения". Изд. Мир, 1968. с. 26 Тут важно отметить, что уже 45 лет тому назад было понятно, что аудиовизуальные средства формируют между людьми другие отношения. Эти средства уже сами норовили вступить с людьми в отношения. Пожалуй, Бак Фуллер это сформулировал наиболее жестко, рассказав о том, как папа приходит с работы и только собирается, как водится, рассказать семье новости, как его встречает сын криком: - Папа, папа, человек переплыл Атлантику! По радио передали! И папа перестал рассказывать новости.А научное объяснение специфики медиа - это - Ривз и Наас. дизайн