Педагогическая классика для настоящего и будущего: Януш Корчак Галактический блог Елены Годуновой / 30.06.2013 ...Януш Корчак, кто не знает или хотя бы не слышал это имя? Но каждому знаком свой Януш Корчак, поскольку он многогранен, объемен, гениален во всех своих проявлениях и даже творящий чудеса... Врач, писатель, воспитатель в летних колониях, редактор первого детского журнала, солдат-участник 4х войн, спаситель и врачеватель детских душ, преподаватель Летучего университета, наставник, гуманист, поляк и еврей в одном лице, Старый Доктор, опекун, полиглот, экспериментатор, первооткрыватель, изобретатель, директор Дома Сирот, герой.... Для меня он - герой, стереотипное восприятие этого понятия рисует нам такого сильного, мужественного супермена, которому совсем не трудно совершить свой подвиг. Я.Корчак в минуты своего героизма был напротив - почти смертельно больным, голодным, уставшим, старым человеком, но с такой силой воли, с такой верой в свои собственные идеалы, не позволивших ему оставить детей одних и спастись от смерти не только, как гласит легенда, перед вагоном, везущим в Треблинку, но и ранее, многократно отказывавшимся от спасения части детей, больных детей, каждого отдельно, потому что заботился о них до конца, и не представлял что будет, если ребенок подвергнется опасности в одиночку, а он не сможет его защитить... «Негоже оставлять больного ребенка одного ночью и так же негоже бросать детей одних в такое время», говорил он словно в оправдание, но, уже приняв решение оставаться всем вместе, возможно, наивно веря, что его, такого известного на весь мир врача и педагога, а вместе с ним и его питомцев, минует лихая доля... Он защитил их всех своих 200 воспитанников от ужаса ожидания смерти, он был с ними, он утешал и успокаивал, но не вытирая им слезы, а отвлекая своей последней сказкой...Как это было - додумал Александр Галич в своей поэме "Кадиш", а ребята из школы-студии Сергея Казарновского "Класс-центр" показали в телеспектакле Сергея Белоголовцева.Януш Корчак стал и их учителем тоже..., своей жизнью и смертью он дает всем нам пример духовности, силы человека перед любой опасностью, перед любым сомнением и такими невообразимыми трудностями, которые выпали на его долю...Чтобы лучше понять этого человека, время и место, в которых он жил и спасал воспитанников - сирот своей заботой от ужасов войны, голода и болезней, советую посмотреть фильм Семена Винокура с включением документальных видео кадров и фото О последних трех днях жизни Януша Корчака.Он сделал для детей своего времени и последующих поколений так много, что охватить весь его труд, передать все его мысли, чувства, дела, отношение к тем или иным вопросам воспитания, не представляется возможным не только в этом эссе, но и в отдельной книге, поэтому я остановлюсь на такой его роли, как «Песталоцци из Варшавы». Именно так называли Януша Корчака не только за то, что он, как и Песталлоцци, работал с детьми бедняков, но и за свое стремление воспитывать любовью, за приверженность к социальной педагогике. Речь пойдет о том, что мы, современные педагоги, можем взять у Корчака, какие его взгляды на ребенка, его воспитание и обучение остаются актуальными и сейчас. 1. Он любил эксперименты, чего стоит только подмеченное им проявление тропизма....Дети часто приходили к нему в комнату, он разрешал им играть, разговаривать вполголоса. Для детей были поставлены маленькие стульчики, кресло и табурет. Три створки венецианского окна открывались на улицу, до подоконника было всего 30 сантиметров и Корчак, боясь, что дети могут выпасть в окно, не разрешал им подходить к нему близко. Иногда Корчак раскладывал на диване журналы с красивыми картинками. Вдруг начнут рассматривать и не полезут к окну? Или заставлял цветами в горшках пол на подступах к окну, но дети все равно пробирались к нему. Открытое окно побеждало, даже когда дул сильный ветер или шел дождь. Тропизм, согласно Корчаку - это жажда пути, движения. Это желание увидеть - а что там? Поэтому, наверное, пробивается росток из семени и тянется вверх, потому узник стремится заглянуть в зарешеченное окно. А что уж тут говорить о детях? Ребенку нужны не только движение, воздух, природа, он хочет знать, откуда все это и что там еще есть неоткрытого и непознанного. Взгляд в пространство, чувство свободы - открытое окно. (Статья Я.Корчака "Открытое окно").Позднее сформировалась целая система тропизмов в психологии, объясняющая мотивы человеческого поведения, предложенная Л.Сонди.Какую форму имеет, описанное Корчаком, стремление детей к свободе, и их желание узнать - а что там? в условиях современного обучения? На мой взгляд, это парковый урок, музейный урок, экскурсия, поход, совместная поездка и т.п. Является ли таким магнитом для современных детей, как открытое окно для воспитанников Дома сирот, компьютер и интернет? Думаю, явление тропизма налицо! Наше общее стремление сделать этот непреодолимый процесс полезным проявилось при проведении конкурса «Учитель -родителю».2. Как экспериментатор, врач и педагог, Януш Корчак понимал необходимость ведения записей, наблюдения и описания, постоянного обращения к графикам и таблицам с последующим анализом. Приведу в качестве иллюстрации его материалы.График снижения количества драк. В первый день на 30 воспитанников 12 драк, через 12 дней после 4 заседаний общего совета их осталось 4.Таблица, отражающая выборы судей среди воспитанников за месяц:Подсчет скорости чтения своего подопечного Стефана, который жил у него и воспитывался некоторое время, также можно отнести к количественному отражению эксперимента. Только делал Корчак свои подсчеты совсем не так, как в современной школе. «Мы проверяем его успех в беглости чтения» - так говорит Корчак о своих занятиях. Да, он считает время, буквы и строчки, записывает все в особую тетрадь, но при этом он дает возможность прочитать один и тот же текст 3 раза, он показывает мальчику его преодоление и создает, говоря современным языком, ситуацию успеха. Он обсуждает, почему сегодня чтение удалось/не удалось. Картина из современной начальной школы, увы, не радует, поскольку цель проверки скорости чтения - контроль соответствия требованиям, никакой педагогической нагрузки такая работа не несет, на мой взгляд, если не считать ее со знаком минус, например, при вывешивании в классном уголке итогов такой проверки...Кроме статистических методов анализа, куда он также включал измерение роста и взвешивание воспитанников, Корчак предлагал использовать киносъемку как инструмент наблюдения за поведением, ростом личности, ее изменениями. В современных условиях это сделать гораздо проще, а актуальность этого метода фиксации изменений очевидна. Почему чаще используется только фиксация достижений, памятных событий и нет кропотливой работы наблюдения за развитием ребенка с помощью видеосъемки?Используя свои наблюдения, записи, их анализ Корчак шел к «великому синтезу ребенка». Его исследования имели целью создать всеобъемлющую науку о ребенке, которая учитывала достижения различных научных дисциплин. Осуществилась ли его мечта? Надеюсь, что реализация именно синтетического подхода к ребенку еще впереди. Пока радует начавшийся интегративный подход к обучению в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения.3. Любой экспериментатор останавливается, анализирует, меняет условия, ход эксперимента, если результаты его не устраивают. Так и Корчак прервал работу суда в Доме сирот, когда увидел, что он не достигает цели, которая была им сформулирована следующим образом: «Цель суда - сделать так, чтобы воспитатель не был вынужден приводить детей к послушанию грубо, палкой, окриком, словно пастух или конюх, а спокойно и умно обсуждал с детьми (которые часто лучше воспитателя знают, кто и в какой степени не прав), оценивал и советовал. Задача суда - заменить драку работой мысли, взрывы злости - педагогическим влиянием».Так что же пошло не так, как задумывал Корчак? Его размышления: «Мы еще не доросли или у нас еще не доросли». «Суд не вошел в нашу жизнь величаво как важный законодательный акт, а проскользнул пугливо и смиренно». После перерыва были внесены важные изменения. Так, дети имели право подавать в суд на взрослых, в том числе, воспитателей. Особый смысл имела практика подачи в суд на самого себя, Корчак сделал это 5 раз, тем самым показывая, что и взрослый может ошибиться, главное, осознать ошибку. То есть, оценка каждого ребенка складывалась из самооценки (сделал что-то не так, вне правил и законов), оценки ребят (судей) и воспитателей и давала полную картину развития качеств личности на определенный момент времени.Почему бы такую же схему не применять и нам, например, при проведении методических конкурсов на Галактике? Тем более, что технически это возможно! Примеры такие есть - сетевой конкурс «Учитель года 2010» - вот так выглядела методическая разработка, прошедшая само, - взаимооценку и оценку экспертов, итог подводился как сумма всех баллов, что в полной мере отражало точки зрения всех субъектов взаимодействия. Автор выражал и обосновывал свою точку зрения на разработку, что способствовало развитию и критического мышления и методической оценки. Учитель не может научить мыслить критически никого, если он сам не готов критически оценить свой труд, не правда ли? Как иллюстрация подобного - слова Корчака, который цитировал древних греков: «Отдайте своего ребенка на воспитание рабу, и вместо одного раба у вас будет два».Впрочем, можно говорить и об ответственности за результаты конкурса, которую участник возлагает, прежде всего, на самого себя, а не на экспертов, которые многократно вынуждены были смотреть предложения и вносить свои замечания.4. Корчак приучал своих воспитанников оценивать не только свои поступки, но и других ребят и взрослых. «Плюс – люблю, уважаю; минус – не люблю и знать не хочу; нолик – мне все равно, он мне безразличен» - такая градация была для оценивания всех обитателей Дома сирот. Голоса собирались на бумажках, подсчитывались комиссией и по итогам плебисцита воспитанникам присваивались звания. Самое высокое - гражданин Дома сирот, были и «неисправимые», Это звание могло быть изменено через 3 месяца, если воспитанник находил себе «опекуна» из числа ребят, который мог бы за него поручиться и помогать ему. Чем не формирующее оценивание, которое является «помощью в процессе», повернуто к человеку, к его внутренней силе и является условием развития этой силы?5. «Кто это сделал – неизвестно. Никто не хочет признаться. Если очень стараться, узнать можно всегда. Но так неприятно искать, следить, подозревать. Если что-нибудь случилось и неизвестно, кто это сделал, то подают в суд на неизвестного. На него заводят дело, судьи судят и вывешивают приговор на судебной доске. Если этот поступок позорит все учреждение, совет постановляет пришить на знамени учреждения черный траурный лоскут».Два комментария к словам Корчака:Воспитанники учились писать - подать заявление в суд, внести себя в список и читать - прочесть объявление, записку, открытку от Корчака - не для урока (читай для оценки!), а для жизни. Это было им жизненно необходимо! Если ребенок был мал и не умел читать и писать, ему говорили - найди того, кто тебе поможет. Никакой искусственности! Все реально и нужно! Хватает ли таких ситуаций нашим ученикам? Создаем ли мы их в достаточной степени часто?Если признать всю нашу систему образования одним учреждением со своим знаменем, то сколько черных меток появилось бы на нем по итогам недавней сдачи ЕГЭ, когда кто это сделал - неизвестно, а поступок позорит все учреждение!6. Все, кто оказывался втянутым в орбиту Корчака, несли его свет и тепло дальше, воплощали его принципы в жизнь, не позволяли, чтобы люди забыли Старого Доктора. Вот только несколько примеров:Александр Левин, один из воспитателей из Варшавского Дома сирот, оказался в ГУЛАГе, потом создал польский детский дом на Урале, применив все лучшее, что узнал от Корчака. Подробнее о нем и его книге «Польский дом на Урале» можно прочитать в журнале Новая Польша. Статья А. Левина «Януш Корчак-мыслитель и педагог»l.Игорь Неверли, секретарь и помощник Корчака, воспитатель Дома сирот, позже перенял от Корчака пост редактора детского журнала. Как участник сопротивления оказался в концлагерях. После окончания войны и освобождения написал книгу об одном из товарищей по концлагерю «Парень из Сальских степей». В 1982 году И. Неверли было присвоено звание Праведник народов мира за спасение евреев в годы второй мировой войны. О Корчаке он написал роман «Живые связи».Шмуэль Гоголь - основатель единственного в мире детского оркестра, играющего на губных гармониках.Какое отношение к Корчаку имеет его история? Самое прямое! Воспитатель подарил своему воспитаннику в 1939 г. на 7-летие губную гармошку, о которой он мечтал. Гармошка и спасла мальчику жизнь, несмотря на то, что он оказался в Освенциме. Когда незадолго до гибели кто-то спросил Корчака, чтобы он сделал после освобождения – если дождется, конечно,- Доктор ответил, что хотел бы воспитывать осиротевших немецких детей.Шмуэль Гоголь воплотил в жизнь и эту идею своего Учителя: правда, воспитывал он не осиротевших детей, но на протяжении многих лет он приезжал в Германию, чтобы участвовать вместе со своим уникальным оркестром в немецко-израильских встречах молодежи городов-побратимов Рамат Ган (Израиль) и Вайнхайм (Германия), которые впервые состоялись летом 1986 года. 700 участников за 35 встреч таков итог двусторонних отношений. Вплоть до свой смерти в 1993 году Шмуэль Гоголь был их постоянным участником.Подробнее историю самого юного музыканта Освенцима можно прочесть в моем материале «…Он всю жизнь играл с закрытыми глазами».7. Отражение творчества и жизни Корчака приобретает различные формы, хотела бы назвать старый, еще советский мультфильм «Расскажите сказку, доктор!» часть 1, часть 2, часть 3, в котором есть 2 сюжетные линии - одна по мотивам истории Короля Матиуша Первого, а вторая - реальной жизни и смерти Корчака и его детей. На основе этого мультфильма можно, на мой взгляд, говорить с учениками, в том числе, и начальной школы, и о книге, и самом Януше Корчаке. (Пришла мысль о дидактизации мультфильмов как начале реализации идеи моего образовательного запроса.Дополнительно в тему - видеосюжет «Зеленое знамя детства».Завершая свое личностное описание, отражающее мой взгляд на классика педагогики Януша Корчака, приглашаю вас, уважаемые коллеги, к разговору о том, когда состоялась ваша первая встреча с ним, что затронуло вашу душу и сердце в его педагогике, есть ли точки соприкосновения с его постулатами и ощущениями, восприятием ребенка как человека, который уже живет, а не готовится к жизни. Буду рада вашим вопросам, уточнениям, комментариям!Произведения Я. Корчака, доступные в интернете:Как любить ребенкаКороль Матиуш ПервыйКогда я снова стану маленькимДля написания материала использованы материалы интернет и книги:В. Кочнов "Януш Корчак" Книга для учителя М."Просвещение" , 1991Я. Корчак "Избранные педагогические произведения" М."Педагогика", 1979Я. Корчак "Как любить ребенка" Книга о воспитании" М, Издательство политической литературы, 1990 Корчак классика педагогическая