Ответ у доски как произведение искусства biarmicus's blog / 05.06.2013 "К доске пойдет... " - вряд ли есть хоть один учитель, который эту фразу не произносил никогда. Вряд ли есть хоть один человек, который за время своего обучения в школе хотя бы раз НЕ ХОТЕЛ отвечать у доски. Сам этот ритуал въелся в ткань школьной жизни до такой степени, что представить школу без него практически невозможно. Ответ у доски - это неотъемлемый компонент цикла круговорота школьного знания. "Слушал объяснение учителя внимательно - дома учил, повторял, понял, запомнил - вызвали к доске, все ответил, задачу решил правильно, на карте что надо показал - сел, пять". "Слушал плохо, дома валял дурака - вызвали к доске - не решил, не ответил, не показал - сел, два" - вот нехитрая система координат, в которую вписывается большая часть того, что происходит в классе.Но что, если посмотреть на ответ у доски не как на ритуал, а как на технологию? Окажется, что здесь не все так просто, и тут есть с чем поразбираться. Начнем с того, что монолог, который, как ожидается, произнесет школьник у доски (причем, не важно, на какую тему) - вещь не вполне естественная. Ребенок осваивает речь в непрерывном диалоге - с родителями и сверстниками. В Античности и в Средние века способность произнести связную монологическую речь формировалась в ходе самостоятельной науки - риторики, с точки зрения которой публичная речь - это проявление особым образом сформированного и отточенного мастерства. К публичному выступлению все относились как к произведению искусства - с критериями его логической выстроенности, убедительности аргументации, художественности метафор. Только ради такой речи есть смысл собираться и подолгу слушать оратора. В эпоху индустриальной педагогики картина изменилась кардинально. Если публичная речь талантливого и подготовленного оратора - это праздник и для самого оратора, и для аудитории, то если в поле публичного пространства попадает кто-то, к этой роли не готовый, то все это действие становится мучением - как для аудитории, так и для самого оратора. Именно в это время ритуал “вызова к доске” и начал играть ту роль, которую он играет сейчас - прежде всего, дисциплинирующую и организующую. Ученик выходит к доске и судорожно пытается воспроизвести то, о чем вчера говорил учитель - и делает это, как правило, хуже, чем учитель. Ведь он (школьник) это делает впервые, а учитель это делает на протяжение всей профессиональной жизни. Важно то, что в этом ритуале ушло главное - отношение к публичному выступлению (каким является ответ школьника у доски) как к произведению искусства и проявлению мастерства публичного выступления. Публичная речь не готового (а кто и когда учил школьника мастерству публичного выступления? кто интересовался, есть у него к этому способности или нет?) к этому человека - это стресс. Причем необходимости в этом стрессе нет никакой, ведь существует масса других способов проверить, понял школьник то, о чем говорилось на уроке, или нет, владеет он методом, которым ему нужно было овладеть - или не владеет. И решение, как ни странно, лежит в том, чтобы не опустить, а поднять планку того, что делает учащийся. Его выступление только выиграет от того, если станет не попыткой воспроизвести то, что он запомнил из объяснения учителя, а собственной интерпретацией того, что он узнал. И это выступление далеко не обязательно должно быть публичным. Это может быть самостоятельно записанный им видеоролик, содержащий собственное понимание освоенного материала. Главное - чтобы к этому ролику можно было относиться как к произведению искусства, как к чему-то, что имеет самостоятельную и безусловную ценность. знаний ответ проверка публичная речь у доски