Литературные путешествия продолжаются: Ханума biarmicus's blog / 07.03.2013 Как то так у меня получилось, что не успели успели угаснуть впечатления от литературных прогулок по Лондону с Дживсом и Вустером, как призывная труба Образовательной Галактики Intel погнала меня дальше - в Тбилиси, столицу суверенной Грузии. Программа предстояла насыщенная, но в глубинах подсознания теплилась надежда, что и в Тбилиси найдется время и место для литературного путешествия. Уж больно популярным среди литераторов оказался этот город. Здесь бывали и Пушкин, и Лермонтов, здесь похоронен Грибоедов, а мой земляк А.М.Горький - так вообще, умудрился посидеть тут в тюрьме. Но когда я стал задумываться о том, какое именно литературное произведение связано у меня с Тбилиси ближе всего, сами собой всплыли откуда-то из подсознания строчки:"Над рекой стоит гора, Под горой течет Кура, За Курой шумит базар, За базаром Авлабар".Строчки эти помнит каждый, кто хоть каким-то образом зацепил 70-е годы. Это строчки из песни чрезвычайно яркого спектакля "Ханума", поставленного Георгием Товстоноговым в 1972 году в ленинградском Большом Драматическом Театре, а в 1976 трансформированном в телеспектакль, в результате чего его узнала вся страна. Вот с Ханумой я и решил пройти по современному Тбилиси.Если имя Товстоногова давно уже стало достоянием российской культуры, то имя автора пъесы - Авксентия Цагарели говорит русскоязычному читателю крайне немного. Википедийная статья скупо сообщает, что родился он 1857 году, пьесу "Ханума" написал в возрасте 25 лет, а большую часть жизни, несмотря на любовь к театру, вынужден был работать на железной дороге, поскольку профессия драматурга в Грузии в те времена возможности сводить концы с концами не позволяла. Если вникать в глубину сюжета, то можно обнаружить, что в нем много общего с романом Лаврентия Ардажани "Соломон Исакич Марджунашвили" (1861 г.) о том, как разбогатевший торговлей простолюдин пытается пробиться в высший свет, выдав свою дочь замуж за обедневшего князя, что, в свою очередь, является достаточно прозрачным парафразом известной мольеровской истории. Однако Цагарели перенес акцент своей пьесы. Ханума - это веселое, комедийное повествование о ловкой пройдохе-свахе, которая может обвести вокруг пальца и чопорного грузинского князя, и богатого армянского купца, и с которой боится связываться даже русский городовой. Всех этих персонажей Цагарели видел в изобилии в окружающей его жизни Тифлиса 1870-х годов. Пока грузинские князья закладывали фамильные драгоценности в духанах, не обремененные титулами армянские ремесленники делали огромные состояния. Одним из наиболее ярких представителей этого нового класса был армянский предприниматель Исай Питоян (отец которого получил дворянский титул и фамилию Питоев за поставки обмундирования и продовольствия российской армии), богач и меценат, на средства которого держалась едва ли не вся театральная жизнь Тифлиса того времени. Судя по всему, не только с деньгами, но и с чувством юмора у него было все хорошо, и именно к нему пришел со своей пьесой Цагарели. В доме у Питоева был целый домашний театр, на спектакли которого собирался весь цвет Тифлиса. Дом этот находился на углу улицы Паскевича и Лермонтова и именно отсюда мы начнем наше литературное путешествие по страницам "Ханумы". Здесь бывали Шаляпин и Чайковский, на спектакли домашнего театра Питоева приходило более трехсот человек и дом уже не мог вместить всех желающих. Тогда Исай решил создать Тбилисское артистическое общество и построить для него настоящий театр. Это предприятие удалось воплотить в жизнь к 1901 году. Театр был открыт с большим размахом и одним из первых поставленных в нем спектаклей стала, конечно же, "Ханума" Цагарели. Театр этот сегодня находится на проспекте Руставели и носит имя легендарного поэта. Именно туда мы и отправляемся - по проспекту Руставели.Хануму не раз показывали на театральных подмостках столицы Грузии. Возможно, именно на сцене театра имени Руставели ее впервые увидел юный Георгий Товстоногов. Семья Георгия (которого тогда все знали просто как Гогу) жила на другой стороне реки, в доме 9 на улице Татьяновской, которая теперь носит его имя. Гога с юных лет увлекался театром и еще школьником бегал на репетиции Театра Юного Зрителя, находившегося в соседнем квартале - к неудовольствию мамы-грузинки, требовавшей, чтобы он больше времени уделял иностранным языкам. Гога успел и то, и другое - говорят, что с Жаном Полем Сартром он так же легко разговаривал по-французски, как с Бертольдом Брехтом - по немецки...ТЮЗ в 1920-х годах находился на Михайловском проспекте (сегодня - улица Агнешенебели). Основателем его и первым режиссером был Николай Маршак - брат знаменитого детского поэта Самуила Маршака. Именно Николай заметил театральный талант юного Гоги Товстоногова и дал ему "путевку в жизнь". Но двинемся дальше. По проспекту Агнешенебели мы выходим к Куре (впрочем, это название турецкое. Сами грузины называют ее Мтквари). И здесь нас встречает дорожный знак - впереди Авлабар.Продолжение следует. Тбилиси карты литературное путешествие