Царапка и Arduino - электроника для младших школьников Следы NiNoXT в Галактике / 19.02.2013 Поголовно все призеры состязаний "Hello, Robot!" на РОБОФЕСТ-2013 получали в качестве награды конструкторы на базе платформы Arduino от компании "Амперка". Естественное желание после получения такого приза - посмотреть, что у него там внутри и, раз это конструктор, получить что-нибудь рабочее. Собрать простые устройства не сложно - примеры их можно легко найти, например, в первых разделах официального учебника на сайте arduino.cc, здесь или же в учебном пособии "Основы программирования микроконтроллеров", который является частью образовательного набора "Амперка". Все недостающие элементы электронных схем можно приобрести в специализированных магазинах, но можно пойти и по простому пути - купить все разом, в составе какого-нибудь расширенного набора.Трудности могут начаться у школьников младшего возраста, на этапе программирования. Стандартная среда "Arduino IDE" предполагает определенные знания языка С, что, согласитесь, для новичков довольно нетривиальная задача.Поэтому следующее нормальное желание, возникающее при знакомстве с миром Arduino - найти графическую среду программирования более или менее понятную тем, кто только начинает знакомиться с миром алгоритмов. Одна из альтернатив - проект S4A (Scratch 4 Arduino) - программное обеспечение, базирующееся на популярной образовательной среде Scratch и специально измененная для простоты работы с платами семейства Arduino.У среды есть несколько нюансов, о которых лучше знать заранее: Нельзя создавать автономные устройства - они будут работать только при подсоединенном компьютере и только если запущен соответствующий скрипт в S4A. По сути, скрипт опрашивает цифровые и аналоговые входы платы в реальном времени и посылает соответствующие сигналы в порты выхода, поэтому на самой Arduino должно быть запущено соответствующее программное обеспечение - прокси, которое бы позволяло выполнять эти задачи. Его можно скачать на сайте проекта в виде исходного кода (на сайте оно называется Firmware), после чего его нужно скомпилировать и загрузить на плату с помощью "Arduino IDE". Единожды загруженное, оно будет запускаться автоматически при каждом включении платы. S4A подразумевает, что только определенные порты будут выполнять определенные задачи. Нет механизма, чтобы переназначить задачи для портов, и поэтому это назначение нужно учитывать заранее при сборке электронной схемы.А именно: порты 10, 11, 13 - работают только на выход (запись) для цифрового сигнала; порты 2 и 3 - только на вход (чтение) для цифровых датчиков; аналоговые порты с 0 по 5 - для чтения аналогового сигнала через АЦП (аналогово-цифровой преобразователь); порты 5, 6 и 9 - на запись аналогового сигнала через ШИМ (широтно-импульсную модуляцию); порты 4, 7, 8 и 12 зарезервированы для управления моторами. Довольно низкая скорость работы с портам - 35-40 раз в секунду. Что, например, не позволяет воспроизводить звуки с помощью обычного динамика, установленного на плате Arduino. В остальном же, программирование Arduino не будет отличаться от обычной работы в среде Scratch.Может возникнуть вопрос, а стоит ли на блоге о LEGO робототехнике так много писать об Arduino? Конечно, да! Существует несколько способов объединить эти два направления: Подключать NXT датчики и моторы к плате Arduino через мезонинные платы, например, таких производителей как Mindsensors и Bricktronics. Подключать Arduino плату к NXT блоку по I2C шине (например, так), что позволит собирать свои собственные датчики на основе Arduino, которые будут и дешевле, и интереснее тех, что можно найти в продаже. Ниже можно найти фотографии схем и соответствующие программы для S4A, которые получилось собрать и запрограммировать всего лишь за два выходных - это говорит о том, насколько просто работать с конструктором даже младшим школьникам. Scratch arduino обучение программирование электроника