Хор ИКТ-оптимистов: уроки и выводы Kochetkov / 11.11.2012 Уважаемые участники и гости проекта!Ваш проявленный интерес и ваше участие в деле позволили мне испытать очень важное чувство, которое, как витамин, жизненно необходимо каждому (преподавателю) человеку - чувство востребованности его труда. И я надеюсь, что процесс, в котором мы все поучаствовали, станет-таки питательной средой для тех зёрен, что обязательно прорастут для каждого из нас во что-нибудь хорошее. Хочу лишь поделиться своими соображениями, которые, как мне кажется, помогут добиться достойного "урожая" на своем поле. Опыт, который был у меня до начала проекта "ИКТ-хор", позволял мне думать, что я знаю, как мне действовать, и готов к любым вариантам развития событий.То есть, я мог: придумать и записать музыкальную композицию (без текстовой основы или на имеющийся текст); изменить её, если потребуется; записать и обработать свой голос; объяснить другим, как записать свой голос, который я мог бы добавить в общую композицию; обработать и свести в общую композицию записи голосов других участников; и, конечно, было представление о том, каким минимальным требованиям должна соответствовать итоговая композиция, чтобы звучать более-менее прилично (конечно же, в соответствии с моими скромными требованиями))). Казалось бы, технических навыков вполне достаточно для получения на выходе необходимого результата. Но не было никакого понимания того, какое количество и качество текстов появится, и главное - каким образом все эти тексты будут объединены в одно(!) произведение. И когда текстов стало столько, что простое последовательное их воспроизведение, даже скороговоркой, не укладывалось даже в удлиненный вариант заготовленной заранее музыкальной основы, стало ясно, что нужно принимать хоть какое-то решение. Но как? Определить максимальное количество четверостиший, впихнуть в это "прокрустово ложе" всё, что этого достойно (по совместному обсуждению участников? по моему хотенью?), а остальное - допустим, законченные вещи, из нескольких четверостиший, из которых бессмысленно выдергивать отдельные строки - оставить "за чертой"?Как объяснить большинству участников, что "по-другому не получится", и после ждать от них активности в исполнении избранных текстов? А если бы участниками были дети? Да еще знающие друг друга по школе или классу?Я исходил из того, чтобы любыми способами сохранить интерес и желание участвовать. Особенно в отношении тех, кто самостоятельно пытался овладеть технической стороной дела. Индивидуальная переписка с ними помогла обнаружить детали, которые я не учел при подготовке инструкций. Например, что выбор источника записи в условиях одной операционной системы может быть организован по-разному, а в последней версии Audacity это можно сделать из интерфейса программы; что "запись голоса" будет пониматься большинством как "запись, включающая в себя голос и музыку", тогда как мне для "хорового сведения" нужна запись, в которой есть ТОЛЬКО голос исполнителя, а музыка отсутствует; наконец, для того, чтобы в итоге действительно получить синхронное, "хоровое" звучание голосов в ситуации, когда не имеешь возможности слышать при записи своего голоса других исполнителей, оказывается, недостаточно, как в караоке, прописать в минусовке мелодию. Нужно подпевать записанному голосу, потому что с мелодией допустимы отклонения, а с другим голосом - нет, т.к. это сразу заметно. Возможно, отдельные участники, услышав "эталонный" голос, и решив, что данному "эталону" они не могут или не хотят следовать, потеряют всякое желание записывать свое исполнение. Например, мне было бы неинтересно стараться петь в унисон с другим голосом, если у меня свое представление о том, как эту партию следует исполнять.Кажется, именно сейчас я начинаю понимать сильные и слабые стороны дистанционной и очной работы.Да, плюсы дистанционности: теоретически можно работать с неограниченным количеством слушателей, причем, именно тех, которым это интересно, остальные могут без всяких "Я никого здесь не держу!" тихо и незаметно "выйти из класса"; каждый берет из учебного материала ровно столько, сколько может взять - и не будет из-за этого принародно обвиняем в бестолковости и неуспеваемости; каждый может работать в том режиме, который его устраивает - в свободное от основной работы время. И за каждый из этих пунктов приходится расплачиваться.Иллюзия бескрайней аудитории рассеивается, как только понимаешь, что тех, кто в состоянии самостоятельно читать инструкции и осваивать новые инструменты - по пальцам пересчитать; им, собственно, и не нужны никакие курсы и мастер-классы. С остальными же, "как за детьми ходить"(с), терпеливо, не раздражаясь, многократно объясняя одно и то же. Работая в таком режиме, очень хочется собрать всех подопечных вместе, добиться внимания при показе технологии, и быть рядом при робких попытках её освоения, чтобы при необходимости прийти на помощь, вовремя скорректировать неточные действия. Что же, снова здравствуй, классно-урочная система? Похоже, что увы. И вебинар здесь - не выход, потому что это аналог лекции, а не аналог школьного урока; здесь все направлены на одного, а не один - на всех.В эти дни в Scratch-проекте у Евгения Патаракина на наших глазах развивается ситуация, которая, в принципе, была бы возможна и в проекте "ИКТ-хор". То есть, если выбрать тему, допустим, ритмический рисунок, в каком-нибудь онлайн-аудиоредакторе, и пустить её по кругу участников, когда каждый добавляет что-то своё (и, в принципе, может изменить чужое)... И это в условиях, когда значительная часть участников - с нулевым опытом подобной деятельности... Что ж, интересный пример и питательная среда для самоорганизации, но несколько иной жанр. А ещё проект в очередной раз показал, что практикующих музыкантов и на конференции, и на Галактике, к сожалению, очень немного. И отсутствие их аудиозаписей в проекте можно попробовать объяснить тем, что либо присутствующие преподаватели музыки не обладают достаточным опытом её сочинения и аудиозаписи, либо относятся к этой деятельности слишком серьезно, чтобы участвовать в ней на любительском уровне.Привлечение же сторонних музыкантов и исполнителей... Думаю, если в процессе работы над записью и музыкант, и ИКТ-специалист откроют для себя что-то новое, то почему бы и нет? И, кстати, почему бы каждому из нас не поделиться своим опытом записи?Хотя, какой там опыт... Надел наушники, нажал кнопку, спел... Вроде бы, все сделали одно и то же. Но почему-то у одних чистая запись, у других воздух при выдохе в микрофон попадает, а третьи настолько "очистили" свой голос от шума, что там от голоса мало что осталось (хотя, казалось бы, проще и эффективнее исключить попадание в запись посторонних шумов, чем их затем вычищать). Давайте будем считать проделанную работу вводным, "пропедевтическим" курсом. И перейдём-таки к итогам проекта.Некоторую рефлексию я обозначил в форуме, здесь же будут только результаты.С августа по октябрь в проекте зарегистрировалось 150 человек. Свои тексты предложили 40 участников, тексты двадцати из них стали текстами песен. Свои голоса записали и предоставили 15 человек (из них трое - приглашенные со стороны исполнители, а двое прислали вместо голосов уже готовые сведенные композиции). Несколько записей из присланных были предоставлены в виде wav-файлов. Вопросов по поводу качества нет только к 1-2 записям. Собственную музыку предложил, не считая организатора, 1 участник. Двумя участниками предложены в качестве музыки известные популярные композиции.В качестве приложения, позволяющего записать голос под готовую фонограмму, а также сохранить запись голоса в виде отдельного файла и сводить записи нескольких голосов в общую композицию, участникам была предложена программа Audacity - свободно распространяемая, мультиплатформенная, с функционалом, достаточным для выполнения поставленных задач. Фонограммы-минусовки к большинству композиций проекта были придуманы и написаны на смартфоне с ОС Android с использованием платных (до 150 р. каждое) версий бесплатных приложений Budgerigar и Chordbot.Минусовки к композициям "Марш" и "Частушки" были написаны в онлайн-приложении по адресу inudge.netОкончательное сведение композиций выполнено в Audacity. Видеоролик сделан в свободно распространяемом приложении VideoPad (спасибо Юрию Анатольевичу Винницкому за рассказ об этой программе).Минусовка к композиции "Автобус" сделана в онлайн-приложении ujam.com, запись и сведение голоса - в Audacity. Всё это я к тому, что все инструменты вполне доступны для использования в школе, основная проблема - в организации совместной работы, ведущей к удовлетворительному результату.Ниже размещены ссылки для прослушивания композиций, размещенных на ресурсе soundcloud.com Ссылки для скачивания аудио и видео и использования оффлайн - здесь (кладу на месяц; если ссылки не работают, пишите письма) :Видеоролик Аудиофайлы А здесь - odt- и pdf-макеты обложки CD-диска:, если кто-нибудь захочет записать и оформить себе сувенирную болванку. Отнеситесь, пожалуйста, критически к дизайну и размерам обложки - желание их подправить будет только приветствоваться. Несколько слов о начислении баллов. Информацию об участии в проекте я передам организаторам конференции по следующим параметрам: (0/1: нет - 0 баллов, да - 1 балл)- Предложен текст - 0/1 (независимо от количества)- Работа по обсуждению текстов в веб-таблице - 0/1 (независимо от количества)- Текст выбран для исполнения - 0/1- предоставлена аудиозапись - 0/1 (независимо от количества)- аудиофайл содержит только голос - 0/1- исполнен свой текст - 0/1- исполнен текст другого участника - 0/1- предложена музыка собственного сочинения - 0/1- к качеству записи голоса замечаний нет - 0/1 (в % к 1)Каким образом баллы, выделенные на мой проект, будут распределены по участникам, имеющим наибольшие показатели, сказать не могу.Но, в любом случае, еще раз большое спасибо вам всем за внимание и участие; я надеюсь, что время, уделенное данному проекту, прошло для вас не без пользы. аудиозапись интернет-хор музыка