Заряженность на «отдачу» - деятельностный признак в структуре профессиональной компетентности учителя 21 века Znanie's blog / 15.11.2012 [Творческая группа 5: Баданова Надежда Михайловна, Двирная Ольга Владимировна, Бектурганова Екатерина Юрьевна ]• Как учителю создать мотивационные установки на «отдачу» в своей деятельности?• Почему учителя, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с различной эффективностью? Доктор педагогических наук, профессор Г.И. Щукина считает, что «профессия учителя для общества – самая значительная, она сродни профессии ваятелей прекрасного, создающих шедевры искусства, которые живут в веках и приносят людям радость». Педагог учится всю жизнь, «навечно вызванный к доске» - так говорят о нем в народе.В педагогической деятельности развивается и реализуется мастерство преподавателя. Мастер – это человек, «особенно сведующий или искусный в деле своем». [2]Быть мастером - значит предугадывать ход психологического процесса, возможные осложнения, т.е. владеть педагогическим чутьем. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства воспитания, обучения и развития человека. Педагогическое мастерство предполагает наличие гуманистической направленности, которая позволяет целесообразно, в соответствии с требованиями современного общества выстраивать образовательный процесс. [2] Современное общество предъявляет к человеку всё более выраженные требования формирования широкого круга компетентностей и способности выстраивать субъектную стратегию жизнедеятельности. В настоящее время очень важными и востребованными являются такие качества, как умение предъявить себя, уверенность, способность работать в команде, успешно коммуницировать, иметь гибкое мышление. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание: способность педагога синтезировать изучаемые науки; индивидуальный стиль работы. На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание – принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога. [2] Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные способности. Коммуникабельность помогает развитию профессиональной зоркости и наблюдательности. Педагогическая техника опирается на знания, способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности (умение управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач: владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи; владение техникой контактного взаимодействия и т.д.). Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным (профессионалом). Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. [2] К. Ангеловски выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения [1, с.63].Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи. 2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему.3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие (создание психолого-педагогических условий, способствующих активизации действий обучающегося).4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности.Важные составляющие компоненты компетентности – инициатива и сотрудничество.В диаграмме "Новые возможности/инструменты активизации" изобразили структуру практической деятельности учителя 21 века. Исходная редуцированная формула деятельности, как практики S - О [3] Так, латинское слово «subject» включает в себя «sub»- «под», «до»; и «ject» - акт, акция, действие. И если «ject» имеет точечное, далее неразложимое значение, то в частице «sub» можно выявить, по крайней мере два сопряжённых смысла. Первый смысл - ещё «до» и «вне» действия - предполагает некоторую энергию, источник - основание только возможного и совсем неопределённого действия. Поименуем этот смысл как «ресурс» потенциально возможных действий (или как совокупность этих ресурсов).Однако нечто, называемое «sub», в то же время каким - то образом уже сопряжено и с этим возможным действием, а значит, в отношении к нему имеющиеся ресурсы должны быть как-то, в соответствии с некоторым принципом соорганизованы, так как разные действия предполагают не только разнокачественные ресурсы, но и разную их структурированность, и это особый, второй смысл, который можно поименовать как «мощность» возможного действия или - более точно - как его «потенциал». Соответственно, формула «S» в своей смысловой расшифровке может выглядеть следующим образом: S = Ресурс + Потенциал + Действие Заряженность на "отдачу" - значит постоянная готовность к работе действовать с высокой мотивацией, увлеченно, продуктивно и творчески. Учитель устанавливает контакт с разумом и душой каждого своего ученика. "Педагогическое мастерство" учителя проявляется как "дар чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок", способность "почуять", как легче подойти к сознанию ученика; это общая культура педагога, его эрудиция, высокий уровень сформированности профессиональной морали, профессиональные знания. В "отдаче" учителя задействованы все силы души. И приобретение заключается не в обмене энергиями, а в наполнении души радостью за результаты своего труда, уверенности в своей необходимости, как "учитель" , обогащении профессиональных знаний и т.д. И каждое "приобретение" активизирует у учителя "совокупность внутренних ресурсов" и придает деятельностный и творческий "окрас" личности.В заключение Притча о мастерствеОднажды, один мудрый человек, странствуя по стране, пришел в город, в котором в тот день собрались лучшие мастера живописи и устроили между собой соревнование на звание лучшего художника страны. Многие искусные мастера приняли участие в этом конкурсе, множество прекрасных картин представили они взору строгих судей.Конкурс уже подходил к завершению, когда судьи неожиданно оказались в замешательстве. Предстояло выбрать лучшую из двух оставшихся картин. В смущеньи смотрели они на прекрасные полотна, перешептывались между собой и искали в работах возможные ошибки. Но, как ни старались судьи, не было найдено ими ни единого изъяна, ни одной зацепки, которые решили бы исход конкурса.Узнав, что в город пришел мудрый человек, они нашли его и попросили рассудить и указать лучшего художника.Мудрец согласился помочь, подошел к художникам и сказал:— Мастера, ваши картины прекрасны, но должен признать, я сам не вижу в них изъянов, как и судьи, поэтому я попрошу вас честно и справедливо оценить свои работы, а потом назвать мне их недостатки.После долгого осмотра своей картины, первый художник откровенно признал:— Учитель, как ни смотрю я на свою картину, не могу найти в ней изъянов.Второй художник стоял молча.— Ты тоже не видишь изъянов, — спросил мудрец.— Нет, я просто не уверен, с которого из них следует начать, — честно ответил смущенный художник.— Ты победил в конкурсе, — сказал, улыбнувшись, мудрец— Но почему, — воскликнул первый художник, — ведь даже я не нашел ни одной ошибки в своей работе! Как мог у меня выиграть тот, кто нашел их у себя во множестве?— Мастер, не находящий в своих работах изъяна, достиг предела своего таланта. Мастер, замечающий изъяны там, где их не нашли другие, еще может совершенствоваться. Как мог я присудить победу тому, кто завершив свой путь, достиг того же, что и тот, кто свой путь продолжает? — ответил мудрец.Из сокровищницы китайских пословиц: • Уберешь один недостаток ─ приобретёшь десять добродетелей. • Если не признаешь свою ошибку ─ значит, делаешь вторую. • Истинное учение, без должной настойчивости и усердия, может оказаться вреднее ложного. • Утро определяет день, весна определяет год, усердие определяет жизнь. • Исток чист ─ в устье вода чистая. Список литературы:1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М., 2000.3. Нормативная структура деятельности (В.И. Слободчиков ) [электронный ресурс]4. Якушева С.Д. Учебное пособие дисциплины «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с. педагогическое мастерство признак учителя 21 века структура профессиональной компетентности учителя