Мультстудия «От смешного к серьезному» 12-14.11.12 str47's blog / 14.11.2012 Еще в Древней Греции обучение было неразрывно связано с подражанием. Не будем останавливаться на различии литературных терминах «стилизация», «подражание», «пародия» - этому посвящены специальные статьи в научных изданиях и словарях. Для нас принципиальным является место всех этих литературных приемов в процессе обучения таким предметам, как МХК, литература и информатика.Очень часто предметная область МХК сводится к изучению «копилки культурных памятников»: истории музыки, истории живописи, истории архитектуры и т.д. Тем самым расщепляется единый организм культуры, мешая формированию у обучающегося целостного восприятия эпохи. Существенный вред наносится исключением из МХК вопросов философии. Например, во времена А. С. Грибоедова специально учили немецкий язык, чтобы прочитать в оригинале И. Канта и его «Критику чистого разума». Следы этой массовой увлеченности можно найти и в литературе. А как донести до ученика целостность мира? Только через глубинное изучение литературного творчества, в том числе, и философии (нередко именно в философских трудах появлялись новые литературные жанры).Не менее важным является эстетическое, а не только буквальное восприятие произведения. Еще Д. Алигьери выделял четыре типа прочтения текста: буквальное, аллегорическое, моральное, анагогическое.У нас же в современной школе по-прежнему главенствуют принцип 19 века: подстановка себя вместо героя и сопереживание ему. Если же на первое место поставить принцип эстетического анализа, свойственный эпохам модерна и постмодерна, то важным станет ответ на вопрос: «Как это сделано?». Структура произведения приобретает в этом случае немаловажное значение. Так в фильмах экзистенциального направления мы часто имеем дело со связкой «насильник-жертва». Конфликт - это не одежда, чтобы примерять его на себя. Важно осознать поиск героем в этом противостоянии своего истинного «Я». Ценность этого поиска ничуть не снижается с трагической развязкой. Учитывая снижение интереса к чтению книг, такой вид работы поворачивает ученика лицом к художественной ткани текста. Наши задачи: 1. повысить интерес к источнику; 2. убедиться в его "пластичности"; 3. создать свой целостный сценарий; 4. воплотить сценарий в постановку с помощью ИКТ-средств. Как писал в одном из писем Дж. Р. Р. Толкиен: «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным…».Реализацию проекта без средств ИКТ сейчас уже сложно себе представить. Все больше в культурном пространстве интегрированных произведений искусства. Взять хотя бы балет «Шим Чон» корейской труппы «Универсал». Постановка включает в себя не только декорации и танец, но и звуковые спецэффекты и видеоряд. Корейская народная сказка представлена средствами современного балета.Схема работы:0. Привлекаем внимание к приему стилизации (кому-то этот пункт не понадобится).Можно использовать простые примеры из книги Э.С.Паперная, А.Г.Розенберг, А.М.Финкель «Парнас дыбом (литературные пародии)» на тему детской песенки «Жил был у бабушки серенький козлик»:Наша бабка горько плачет,- Где мой козлик? Где он скачет?Полно, бабка, плачь – не плачь –В лес умчался твой рогач.А живут в лесном поселкеЖиводеры, злые волки.И напали на него ни с того и ни с сего.Повалили козю на пол, оторвали козе лапу.Сгрызли спинку, шейку, грудь –Козю нам уж не вернуть.Тащит бабка по дорожкеКозьи рожки, козьи ножки…- Ни за что его не брошу,Потому что он хороший.илиОдна в глуши лесов сосновыхСтарушка дряхлая жила.И другом дней своих суровыхИмела серого козла.Козел, томим духовной жаждой,В дремучий лес ушел однажды.И растерзал его там волк.Козлиный глас навек умолк.Остались бабушке лишь ножкиУтехою минувших дней.И память о козле больней,Лишь поглядит на козьи рожки.Одна, одна в лесной глушиТоскует о козле в тиши.или для старшего возраста «Войну мышей и лягушек» (Батрахомиомахия VI в. до н.э.)…Так посмеялся Кронид, и ему отвечает Афина: "Нет, мой отец, никогда я мышам на подмогу не стану, Даже и в лютой беде их: от них претерпела я много: [180] Масло лампадное лижут, и вечно венки мои портят, И еще горшей обидою сердце мое уязвили: Новенький плащ мой изгрызли, который сама я, трудяся, Выткала тонким утком и основу пряла столь усердно. Дыр понаделали множество, и за заплаты починщик Плату великую просит, а это богам всего хуже. Да и за нитки еще я должна, расплатиться же нечем. Так вот с мышатами... Все ж и лягушкам помочь не желаю: Не по душе мне их нрав переменчивый, да и недавно, C битвы когда, утомленная, я на покой возвращалась, [190] Кваком своим оглушительным не дали спать мне лягушки, Глаз из-за них не сомкнувши, я целую ночь протомилась. И, когда петел запел, поднялась я с больной головою. Да и зачем вообще помогать нам мышам иль лягушкам: Острой стрелою, поди, и бессмертного могут поранить…1. Изучаем текст (из списка удаляем лишнее, учитывая возрастные особенности учащихся). Выписываем незнакомые слова и обороты. Разбираем письменный строй источника: от морфологического разбора частей речи до построения схем порядка слов в предложениях. Выделяем стилистические особенности речи автора: повторяющиеся слова и обороты, архаизмы и т.д. Например, в сказках всегда есть присказка, зачин и концовка (В. Я. Пропп).Указываем присущие эпохе автора смыслы слов и выражений (Н.М. Шанский «Лингвистические детективы»). Указываем цитаты из более ранних произведений. Например, «и дым отечества нам сладок и приятен» восходит не к «Горю от ума», а к Гомеру и Овидию. Указываем влияние эпохи на автора.2. Идем в музей (изучаем черновики рукописей). Смотрим спектакли, фильмы, мультфильмы. Для начальной школы уместно начать с этого пункта.3. Начинаем эксперимент. Изучаем «пластичность» текста. Возьмем для примера древнеегипетский текст «Разговор разочарованного своей Душой»:1. Смерть стоит сегодня предо мною, 2. Как запах лотосов,3. Как (ощущение человека), сидящего на берегу опьянения... 1. Смерть стоит сегодня предо мною, 2. Как небо, очистившееся от облаков. 1. Смерть стоит сегодня предо мною, 3. (Как ощущение человека), желающего снова увидеть свой дом,После того, как он провел долгие годы в плену.Замена предложений (из детских работ 6 кл.):1. Кот лежал вчера перед Васей,2. Как персидский ковер,3. Как обаяние цветка, растущего на берегу реки1. Кот лежал вчера перед Васей,2. Как мерседес Мадонны, стоящий в гараже1. Кот лежал вчера перед Васей,3. Как обаяние цветка, вожделенного коровой После того, как она не ела сутки.После построения всего ассоциативного ряда уместно заменить на «торт» «кота».4. Создаем свой мир. В основе нашей работы первичен сценарий мультфильма или фильма. Все литературные стилизации объединяет один сюжет. Он может появиться в процессе работы над текстом, если это небольшой проект. Или создается стилизация на сценарий конкретного фильма.Продемонстрируем работу с текстом на примере «Друзей Муми-тролля».В данном случае мы имеем дело с тремя возрастными группами: пяти, семи с половиной и девяти лет (дифференциация работы по уровням сложности).Решили взять за основу текст «У Лукоморья дуб зеленый» по ряду причин. Дети неоднократно слушали аудиокнигу «Руслан и Людмила». Смотрели оперы: «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане». Знают и любят сказки А. С. Пушкина. Со старшей дочерью занимались по книге В. Волиной «Учимся играя» (приемы работы: «доскажи словечко», «рифма», «сочиним сказку»).1 шаг. Читаем и идем в музей Пушкина. Смотрим черновики рукописей. Младший (или же самый слабый ученик) просто смотрит.У Розенталя в «Занимательной стилистике» много примеров использования Пушкиным глаголов или суффиксов.Зачитываем детям: «ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» и «к алым губкам поднесла» и т.д.2 шаг. Берем источник. Ищем главные и второстепенные члены предложения. Можно и морфологический разбор сделать. Мы не делали, т.к. основной состав еще маленький (две из трех). Дальше начинаем эксперимент. Меняем пока одно существительное: У Лукоморья ВЗГЛЯД зеленый. Можно играть с заменой подлежащего и сказуемого.3 шаг. Начинаем творить стихотворение со старшим ребенком. Используем методическое пособие О.П. Медной Развитие творческих способностей младших школьников через поэтическое восприятие мира (Факультатив «Учимся писать стихи»)». Слушаем аудиоэнциклопедию «Сочиняем стихи».Готовим фоны (работа младшего, среднего и старшего ребенка):Начали изучать пластичность текста:У Муми-тролля взгляд влюбленный, Во фрекен Снорк влюбился он.Но, посмотрев структуру четверостиший у Пушкина, отказались от описания влюбленностей. И любовная линия у Туве Янссон не прописана, и нарисовать можно одну картинку, а не целый мультик.У Пушкина идет описание чудесных существ, а у нас – друзей Муми-тролля.Текст готов:У Муми-троллей все прекрасно!Есть домик, садик и друзья.Зимой Малышка на подносеИ днем, и ночью с горок мчит.А осенью Снусмумрик бродит; Хемуль же лодку не смолит; Филифьонка чистоту наводит И часто гадов не щадит.Там хомса Тофт друзей находит,Лишь Мюмла сладко, крепко спит.А Онкельскрут, забыв лекарства, Родню не помня, к ним бредет. Ведь Муми-дален всех прельщает И днем, и ночью в час любойДом всех зверей объединяетИ нас зовет туда с тобой.БОЛЕЕ ПОДРОБНО СМ. pr_dop_obr.doc ( 48.5 килобайт ) Кол-во скачиваний: 418 МК: Мастер-класс рассчитан на учителей русского языка и литературы, учителей МХК, учителей информатики.Для записи на МК требуется регистрации на: http://intel-learn.ru/moodle/course/view.php?id=20Начисление баллов за МК: 50 баллов.Примеры работ:Смотреть шуточный мультфильмСмотреть мультфильм "Друзья Муми-тролля" "Новая школа: мой маршрут" мультстудия онлайн конференция