Создание школьниками обучающих игр, игровых приложений, тестов и викторин для сверстников rat's blog / 19.06.2012 Прочитала несколько постов здесь, на Галактике, где авторы делились своими учебными программами. Хочу и я поделиться образовательной программой кружковых занятий по программируемой графике, - может быть, кому-нибудь пригодится. Цель: развитие творческих способностей детей в области компьютерного программирования. В результате обучения школьники узнают обо всех компонентах, необходимых для разработки игры (от графики до звука) и поймут, каким образом все это можно сделать на примере нескольких игр, разработанных на занятиях совместно. К концу обучения ученики уже должны быть на пути к воплощению собственных игровых идей! Начинаем делать игры и игровые приложения от простых - к сложным.Следуя некоторым основным правилам, можно спланировать игру и все сопутствующие действия, а затем донести игру до предполагаемой аудитории. В самой игре нужно знать некоторые базовые положения. Знакомясь с игровыми жанрами и терминологией, мы вместе с ребятами совершаем первый шаг на пути к выбору вида и уровня учебных игр, которые интересуют нас в рамках учебной деятельности, а также получаем возможность заметить, каких компетенций ученикам еще не хватает, чтобы превратить идеи в реальные игры.Любая компьютерная игра или игровое приложение – это, прежде всего, математическая модель. Уверенное владение основами математики и информатики необходимо тому, кто хочет проявить себя в программировании учебных игр. Язык программирования - это главный инструмент, с помощью которого мы будем доводить свои игры до завершения.Учебная программа имеет следующую структуру:1. Игра и дети2. Введение в мир компьютерных игр Знакомство с игровым дизайном, разработка дизайна Основные приемы создания игр Язык программирования Элементы игры Разработка персонажей Звук в играх. Озвучивание персонажей3. Что нужно помнить при разработке игр: исходная концепция и цель игры сюжетная линия соответствовать аудитории длительность игры усложнение игры поощрения в игре подсчет баллов скорость компьютера размер экранов разных электронных устройств 4. Процесс игры и тестирование5. Игровые жанры. Игровые виды6. Искусственный интеллектСодержание учебной программы:1.Игра и детиПочему дети любят играть? Игры развивающие, игры обучающие, компьютерные игры. Тренажёры.2.Введение в мир компьютерных игр Электронные карточки знаний. Электронные карточки стихов. Кроссворды, ребусы, головоломки. Игры для мальчиков, игры для девочек.Знакомство с игровым дизайном, разработка дизайнаВспомогательные экраны - загрузочный, приветственный, экран помощи и конечный.Основные приемы создания игр-Убедиться, что игра свободно протекает от установки до концовки. -Спланировать все заранее, чтобы конечный продукт был результатом последовательных действий.-Обратить внимание на следующие этапы:- правила игры должны быть описаны вначале,- помощь – если игрок не справляется, - в конце игры должен быть описан результат игры или итог.Язык программирования - программирование.Элементы игр: Муви-клипы, динамический текст, поля ввода текста.Разработка персонажей - Анимационный персонаж содержит некоторую условность, однако он должен быть убедительным. - Внешний вид персонажа должен соответствовать его роли в игре.-Сформировать персонаж из нескольких простых геометрических форм, исходя из отведенной ему роли. - Важно, чтобы поведение героя имело индивидуальные черты.Звук в играх. Озвучивание персонажей.Рождение рисованного персонажа – всегда дело коллективное. Помимо автора сценария, режиссёра, художника – постановщика и аниматора в нём ещё участвует актёр, чьим голосом будет говорить этот персонаж. И от того, насколько выразительно «сыгран» голос, во многом зависит качество работы. В школьных студиях эти роли распределяются между школьниками.3. Что нужно помнить при разработке игр-Дети будут судить об игре и решать, понравится она или нет.-Сделать все, чтобы соответствовать ожиданиям детей, с одной стороны, и не забывать об образовательных целях, с другой стороны.-Планировать игру до начала ее разработки.Исходная концепция и цель игрыОна включает в себя жанр игры, которую школьники намерены сделать, цель, целевую аудиторию и образовательные результаты.Сюжетная линияИгра должна иметь тему, сюжетную линию, ярких персонажей. Игры интересны, если предлагают достойную цель.Соответствовать аудитории-Целевая аудитория - дети, которые будут играть в игру. -Игра должна быть познавательна и проста в освоении. -Сложное управление или запутанная сюжетная линия разочаруют детей. -Игра со сложной графикой, недоступна для малышей.-Лучше сделать игру веселой. -Игра должна быть понятна, легко управляема, а цели её ясны.Длительность игрыШкольники не могут концентрировать свое внимание долгое время. Поэтому лучше, когда игра будет длиться от одной до пяти минут. Если она требует больше времени, нужно применить в игре опцию сохранения, чтобы можно было вернуться к ней позже.Усложнение игры-сложность растет по мере продвижения,-начальные задания - легкие, чтобы их можно было пройти, не имея предварительного опыта,-повышение сложности от задания к заданию,- сложность можно повышать и внутри каждого задания.Поощрения в игре-В игре могут быть поощрения – скрытые, обнаруживающиеся случайно и явные за выполненные задания. -Они могут появляться периодически на протяжении всей игры или быть итоговыми в конце игры.-Если играющий правильно разгадал кроссворд или ребус, поощрить одобрительными восклицаниями или надписями: «Молодец!», «Умница!» и т.д.Подсчет баллов-Школьникам нравится набирать баллы.-Система подсчета баллов в игре измеряет игровое «благополучие», которое сравнимо с результатами друзей и других учеников. -Система баллов настраивается так, что ученик получает небольшие баллы за простые задания, а потом уже добивается больших наград за выполнение трудных заданий. -По мере повышения сложности размер дополнительных баллов становится больше.Скорость компьютера. Чтобы игра не «зависала» и компьютер не «тормозил» нужно продумать заранее приемы оптимизации игры: -повышение эффективности программирования,-повышение эффективности графики.Размер экранов разных электронных устройств. Можно разрабатывать игры разных размеров для разных экранов различных электронных устройств.4.Процесс игры и тестирование-Чтобы оценить сделанную учениками игру, нужно её протестировать, наблюдая, как незнакомый с игрой ученик справляется с заданиями в ходе игры и какие у него возникают вопросы и затруднения.-Учитывать мнения и пожелания разных тестирующих игру школьников.-После тестирования игра обычно нуждается в доработке.5. Игровые жанрыОбучающие игры (Educational games), викторины (Quiz), логические игры (Logic games), головоломки, пазлы (Puzzle), ролевые игры (Role-Playing Game), спортивные (Sports), приключенческие (Adventure), экшн (Action), поисковые-квесты (Quest), стратегии (Strategy), аркадные (Arcade), экономические (Business simulation game), настольные (Board), шахматы, музыкальные, космические и т.д.Игровые видыСлежение (Chase); От первого лица (First person); Изометрический (Isometric); Боковой (Side); Сверху вниз (Top down); От третьего лица (Third person);6.Искусственный интеллектМожет ли компьютер обладать интеллектом? С кем интереснее играть: с человеком или компьютером?В результате обучения у школьников должны сформироваться следующие компетенции:Предметные: знать основные приёмы работы с языком программирования; уметь программировать игру. Научиться самостоятельно выбирать цели игры и прогнозировать предполагаемый учебный результат; выстраивать сюжет учебной игры, а также выбирать/рисовать персонажей, озвучивать, публиковать игру. Личностные: умение определять границы собственного знания, владеть способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы, объективное оценивание своего вклада в решение общей задачи.Метапредметные: формировать самооценку своей учебно-познавательной деятельности; обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; уметь выбирать компьютерные средства и технологии для достижения целей; работать с инструкциями; формулировать выводы.По окончании занятий проводится аттестация и тестирование игр. Каждый ученик или группа учеников представляют разработанную и сделанную самими учебную игру. Все игры можно объединить в сборник. У нас получились за предыдущий год сборники детских игр: «На завалинке» и от не умеющих хорошо рисовать детей и не умеющих придумывать персонажей, но желающих делать игры, сборник: «Школа Смешариков», где использованы готовые персонажи Смешариков, хотя рисовали их сами школьники. игровые приложения компьютерные игры программируемая графика