Компьютерный континуум или аппаратура при нем biarmicus's blog / 06.02.2012 В фильме 1965 года «Операция Ы и другие приключения Шурика» Леонид Гайдай «смоделировал» забавный, но вместе с тем, и очень далеко смотрящий вперед сюжет, который сегодня назвали бы «форсайтом». При подготовке к экзамену по физике два студента изготавливают портативное «приемно-передающее устройство», микрофон от которого изобретательный Дуб монтирует себе в розочку на пиджаке, а динамик – в повязку для якобы больного зуба. Далее следует «Билет, а при нем задача», после чего сидящий в некоей удаленной радиорубке Костя, должен начать диктовать ответ на доставшийся Дубу билет. Однако «профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем, при нем». С точки зрения традиционного образования, «по предмету», конечно, надо ставить «неуд» - материал Дуб не выучил. Но с точки зрения здравого смысла что-то здесь не так. От какого инженера на производстве будет больше толку – от того, который вызубрил учебник и умеет решать типовые задачи или от того, кто, столкнувшись с конкретной проблемой (как в кратчайший срок получить доступ к необходимой информации?), делает настоящее техническое изобретение, которое позволяет эту проблему решить?Из 1965 года Гайдай заглянул в наше время, когда эта проблема обозначилась в полном объеме. Выражается она в том, что перед образованием встал очень серьезный «вызов». Возможности по доступу к самой разнообразной информации из любого места, в любое время и с минимальными затратами возросли на многие порядки. В то время, как официальное образование бьется, пытаясь изыскать ресурсы на внедрение модели «1 ученик : 1 компьютер», которая позволит более или менее системно использвать возможности сети и компьютера как «универсального инструмента по развитию мышления», события вокруг школы развиваются стремительно.Чем дальше, тем больше наш – и наших школьников - быт оказывается насыщенным множеством устройств, решающих, в общем-то, те же самые задачи, что и модель «1-1» - обеспечивать доступ к сети «всегда и отовсюду» и решать самые различные проблемы, используя потенциал компьютерных технологий.«Модель 1 ученик : 1 компьютер» реализуется не в «вакууме». То, что происходит сейчас в области проникновения компьютерных технологий во все сферы жизни, IT эксперты начали называть достаточно емким термином «компьютерный континуум» - в том смысле, что мы уже не отрываемся от компьютера и не «дорываемся» до него, а постоянно находимся в непрерывном «компьтерно-насыщенном пространстве». По жизни нас сопровождают десятки и сотни компьютерных технологий – иногда мы даже и не замечаем их присутствия, хотя они продолжают делать свою работу – даже оставаясь невидимыми для наших глаз. Вот небольшой обзор составляющих компьютерного континуума.Если отвлечься от всем хорошо известных десктопов, ноутбуков и нетбуков, то получается следующая картина.Смартфон. Самый, пожалуй, радикальный инструмент «народной» реализации модели «1:1». От «древнего» сотового телефона смартфон отличает то, что на нем есть собственная операционная система, позволяющая устанавливать на него программы-приложения – как от самого телефонного брэнда, так и от сторонних производителей. Между первыми мобильными телефонами и смартфонами проходит невидимая, но весьма значительная демаркационная линия. Мобильный телефон – это проекция обычного телефона. Смартфон – это уже компонент компьютерного континуума, поскольку с его помощью можно создавать собственный контент (тексты, фото и видео), обмениваться ими по сети, участвовать в сложных коммуникационных процессах – таких, как социальные сети. Пока все идет к тому, что именно смартфон станет «могильщиком» традиционного лекционного учебного процесса в ВУЗах и приведет к существенному его обновлению в школах. Студент со смартфоном в руке, проверяющий каждое слово из произносимых преподавателем во время лекции – это уже реальность. Вопрос – «а зачем мне слушать лекцию, если она воспроизводит слово в слово то, что есть в сети?» уже далеко не праздный. Планшетный компьютер. Представляет собой устройство, находящееся ровно на середине пути между смартфоном и нетбуком – сочетает в себе функциональность и операционную систему мобильного устройства и относительно большой экран, что делает возможным на нем полноценный десятипальцевый ввод текста. В мире (чаще всего в отчетах упоминается Канада) происходит несколько пилотных проектов по реализации модели «1 ученик : 1 компьютер» в школе на основе планшетников. По сравнению с нетбуком планшетник лишен важного свойства – прочности. Если современный нетбук проектируется с таким расчетом, что он может упасть со школьной парты и с ним ничего не случится, то планшетник такого падения, скорее всего, не переживет.Носимый (wearable) компьютер. Посольку комплектующие для компьютеров становятся все миниатюрнее, то перед разработчиками все чаще появляется плохо преодолимый соблазн встраивать чипы в предметы, которые мы постоянно используем в нашей повседневной жизни. Например, в часы. Вот, например, разработанная итальянской компанией Blue Sky модель I'm watch, которую часами уже назвать язык не поворачивается – это устройство, с помощью которого можно совершать телефонные звонки, подключаться к сети, отправлять электронную почту, прослушивать музыку и просматривать изображения. Остается только гадать, что начнет происходить в школе, когда все школьники будут приходить на экзамен с такими «часиками».Букридер – читалка для электронных книг, в которой используется технология «электронных чернил», и в которую встроен модуль для подключения к GSM сетям для обновления контента на этом устройстве. Речь об этом классе устройств уже велась, повторю лишь, что с помощью этого устройства можно в 5-6 раз облегчить портфель школьника. Игровые приставки. Изобретенные в качестве средства развлечения, сегодняшние приставки становятся гораздо более «серьезными» и приспособленными для решения, в том числе и актуальных образовательных задач. Образовательное программирование для игровых приставок сегодня становится вполне самостоятельным образовательным направлением. Возможность подключения к сети делает их весьма мощным средством организации коммуникаций в школе.Карпьютер (Carputer) – бортовой компьютер, устанавливаемый на транспортное средство. Основное его назначение – облегчение навигации водителю с помощью геоинформационных систем, GPS и т.д. Наиболее очевидным местом применения карпьютера является автомобиль, хотя сегодня вполне можно смоделировать образовательную ситуацию, в которой карпьютер будет использоваться и на другом средстве (например, байдарке, оборудованной солнечной батареей).Компьютерный континуум разрастается у нас на глазах и начинает вносить свои коррективы в образовательный процесс. Гайдаевский Профессор пятьдесят лет назад выкрутился из этой ситуации, сказав остроумное «За изобретение ставлю «пять», а по предмету – «неуд». Но вот мы, похоже, скоро такой возможности будем лишены – надо будет выбирать. Или «неуд» или «пять». аппаратура компьютерный континуум обзор