Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 38. Подкасты biarmicus's blog / 16.01.2012 Исторически радио и телевидение, как инструменты построения информационной среды школы, предшествуют компьютерам и, тем более, модели «1 ученик : 1 компьютер». И на радио, и на телевидение в свое время возлагались большие надежды в плане обновления учебного процесса и поиска новых форм обучения школьников, которые, впрочем, не оправдались. Несмотря на массовое использование аудо и видеосредств в классах, они остаются лишь дополнением, «техническим средством обучения», но никак не инструментом, в корне меняющим принципы обучения школьников.Модель «1 ученик : 1 компьютер» идет значительно дальше в том смысле, что теперь в руках у школьника оказывается мощный инструмент, позволяющий ему не просто потреблять учебный контент, передаваемый ему по радио и телеканалам, а самому становиться автором аудио и видео контента, который может быть использован в учебных целях. В условиях модели «1 ученик : 1 компьютер» происходит не отказ от идеи использования аудио и видео в учебном процессе, а перевод его в новую форму – подкаста. Мне не раз приходилось наблюдать, как нетбуки попадают в руки школьников подростков в первый раз. После нескольких минут удивленного рассматривания, нажимания на все кнопки, у подростка возникает вопрос – а как его можно использовать? И первое, что им приходит в голову в 99 случаях из 100 – это воткнуть в него флешку с любимыми фильмами и музыкальными треками и попытаться их на нетбуке посмотреть и послушать. Во многом от того, что из этого получится, зависит первое впечатление, первая оценка этого устройства подростком. Все «играет» - отлично. «Ничего не открывается» - очень плохо. Для неготового к такому обороту событий учителя, это может быть чревато весьма негативными последствиями для учебного процесса. Если учитель не сумеет сразу направить процесс самостоятельного освоения возможностей нетбука учащимся в нужное русло, то его ждет разочарование. Он будет ждать, что ученик начнет создавать учебные презентации, писать на нетбуке сочинения и публиковать рефлексию в блоге, а ученик будет смотреть фильмы и слушать музыку – да и про игры тоже, скорее всего, не забудет. То, что медиаконтент сегодня является мощнейшим импульсом мотивации детей и подростков к освоению компьютерных технологий – факт общеизвестный. Для того же, чтобы понять, что с этим делать, надо разобраться с историей вопроса.После разработки в 1993 году формата сжатия аудиофайлов mp3 (Mpeg Audio layer III) в мире производства и потребления музыкальной продукции произошли радикальные изменения. Культура обмена аудиозаписями в стране (начиная от «пластинок на костях» и до перезаписи магнитофонных кассет) существовала еще с пятидесятых годов. Фирмы звукозаписи это особенно сильно не волновало, поскольку каждая перезапись вела к ухудшению качества записи, и реальную конкуренцию магнитофонные пираты гигантам индустрии звукозаписи составить не могли. Появление в сфере цифровых коммуникаций возможности отцифровывать аудио – и, в первую очередь, музыку, «баланс сил» изменило кардинально. Оказалось, что для копирования музыкального произведения не нужно больше сооружать громоздкое устройство для записи «пластинок на костях». Музыкальный файл в цифровом формате стало возможным скопировать одним «кликом» мышки – и по качеству новая копия файла ничуть не уступала оригиналу. Сам процесс создания на основе лицензионных дисков аудиофайлов, годных к копированию, передаче и распространению также стал элементарным. Ситуация еще усугубилась с повышением доступности интернета. Теперь любой желающий мог разместить на своей домашней страничке в интернете музыкальные файлы, которые любой посетитель, в свою очередь, мог скачать. Ситуация стала совсем катастрофической после создания восемнадцатилетним (!) американским программистом Шоном Фанингом сети по обмену аудиофайлами, получившей название Napster. Любой, подключавшийся к сети Napster, получал доступ к миллионам выложенных в интернет аудиофайлов и, опять же, безнаказанно мог скачать их – хоть все. Возникла ситуация, при которой индустрия продажи аудиодисков, вроде бы, становилась уже и не нужна – кому захочется платить за то, что можно взять совершенно бесплатно.Индустрии пришлось что-то придумывать в ответ, и она прореагировала множеством судебных исков к нарушителям авторских прав в интернете с одной стороны, и поиском альтернативы массовому пиратскому распространению. Однако, было очевидно и то, что потребность в получении аудио и видеоконтента через интернет надо как-то удовлетворять. Способ решения этой проблемы был найден в виде особого способа передачи медиаконтента через интернет – подкаста.Подкаст – это способ трансляции аудио и видеопроизведений, состоящий из четырех компонентов: источника трансляции, которым может быть кто угодно – от автора-любителя, транслирующего свои песни в сеть, до крупной телестанции; собственно, аудио или видео произведений – медиа; канала передачи данных, которым в подавляющем большинстве случаев является интернет; приемника медиа, которым может быть как мобильное устройство (смартфон или планшетный компьютер), так и программа, устанавливаемая на компьютер. Строго говоря, корректным названием этой технологии должен был быть термин «вебкаст» - или «сетевая трансляция (web + broadcast). Однако с 2004 года эта технология прочно ассоциируется у большинства людей с тем устройством, на котором большинству пользователей стали доступны сетевые трансляции – портативным плеером компании Apple – iPod. С легкой руки журналистов технологию эту и начали называть «подкастами».Этот метод доставки контента был воспринят «на ура» звукозаписывающим бизнесом – ведь подкаст предполагает прослушивание и просмотр, а не скачивание контента. Решение Apple – продавать не аудиофайл, а «поток» так, чтобы пользователь платил не за каждый покупаемый трек, а за подписку на «канал», быстро стало магистральным в индустрии. Видеосервис Netflix сделал то же самое в отношение видео – теперь интересующий пользователя фильм стало возможным не покупать на кассете или диске и не брать на прокат (и то и другое не защищает от подделок и пиратства), а получать в виде потока или трансляции от официального распространителя лицензионной продукции. А поисковый гигант Google сделал хорошо продуманный шаг, запустив сервис Youtube, позволяющий любому создателю собственного видеоконтента создавать свои видеоподкасты, загружая свои видео на сервис видеохостинга.Именно в этом варианте подкасты оказались наиболее востребованы и стали повсеместно использоваться в школах во многих странах мира. Идея создания учениками своих видеоматериалов и последующей их трансляции в формате подкаста – как для ограниченного круга пользователей (как правило, учителей и учеников своего класса) оказалась весьма своевременной. Этому способствовало распространение модели «1 ученик : 1 компьютер», благодаря чему у школьников, участвующих в этой модели, появляется возможность записи видео как на встроенные камеры своих нетбуков, так и на внешние устройства – фотоаппараты и видеокамеры.Все публикации серии. 1:1 аудио видео подкасты трансляция