С чего начинается образовательное телевидение? мультимедиа – блог ЕЛЕНЫ ОСТРИВНОЙ / 26.02.2017 Детское телевидение сегодня является абсолютным трендом в образовании. И понятно почему. Трудно найти деятельность, которая также гармонично включала бы в себя социальную и техническую составляющие, работу в команде и умение собирать в процессе обучения образовательный продукт, который становится полезным не только авторам, но и зрителям – ровесникам и аборигенам цифрового мира.Идея эта давно стучалась в души и головы энтузиастов и профессионалов, пульсируя в публичном пространстве полемическими текстами и реализованными примерами.И вот, наконец, пройдя все круги и фильтры, выходят ФГОСы и постановления, приказы и рекомендации: необходимо организовать в каждом ОУ свое детское телевидение.Здесь хочется предостеречь от того, что обычно нравится всем, понятно, как это делать и можно показывать результат малыми средствами и понятными ресурсами, человеческими и техническими. Это когда все в свои руки берут взрослые: придумывают и редактируют контент, выбирают темы и снимают на камеры, монтируют и озвучивают. Получаются такие милые, не совсем профессиональные, но вполне на уровне, тем более, что выдаются они за детские произведения, видеоролики, соответствующие вкусам взрослым и учительским, административным и родительским. Потому что основными заказчиками, потребителями и исполнителями в этом процессе являются взрослые. А что же дети? Дети выступают здесь в роли марионеток и послушных исполнителей. Смотреть им это неинтересно, это не их контент, тематически, визуально, музыкально и содержательно. Что же делать?Выход, конечно, есть. Ставить задачи для детских творческих групп, учить и сопровождать в процессе, уходя в сторону от собственной самореализации в образовательной деятельности, передавая бразды правления в детские руки, уча их самостоятельной творческой работе, демонстрируя толерантность к их интересам и вкусам. Только в этом случае этот проект позволит ребенку понять и прочувствовать личностное отношение к этим мультимедиазнаниям, выработает ответственное отношение к своим действиям, сформирует самостоятельность и инициативность.А теперь к примерам. Пример №1.Татьяна Петровна давно мечтала создавать видеоролики. Научилась самостоятельно монтировать и озвучивать. И нравилось ей это все больше и больше. В школе просили её делать кое-что для школьных нужд. То мастер-класс своей коллеги записать для педагогического конкурса, то обращение директора школы для публикации на сайте учреждения, а то и выпускной для родителей. И тут поступило распоряжение сверху создавать детское ТВ. Сразу вспомнили о Татьяне Петровне. Вызвали её и поручили. Вот говорят, будешь делать что и раньше, только необходимо детей привлекать. Обязуем классных руководителей выделить тебе активистов, и пусть они собираются в определённое время. Татьяна Петровна сначала очень обрадовалась. Можно ж будет теперь не одной делать ролики для школы. Собрались они с ребятами, обозначили задачи и сказали, когда, что и кто снимать будет, раздали слова и сказали выучить все обязательно. Школьники сначала увлеклись, а потом, после записи открытого урока и большого интервью завуча по учебным вопросам, как-то заскучали. Стали предлагать свои темы про травлю своих сверстников в интернете, музыку и аниме. Тут и вступили в противоречие интересы и цели, задачи и вкусы… Цель администрации в проекте «Детское ТВ»:1. Положительная демонстрация деятельности администрации, вписывающаяся во все предписания и правила деятельности ОУ.2. Минимизация трудозатрат и исключение нестандартных/странных/непонятных/полемичных сюжетов.3. Самореализация взрослых, которым нравится, что их положительно оценивают коллеги и администрация. Цель школьников в проекте «Детское ТВ»:1. Получить мультимедианавыки, которые пригодятся им в дальнейшем.2. Пройти школу социальной адаптации в мультимедиа и публичной среде.3. Научиться работать в команде ровесников и взрослых, работать самостоятельно и ответственно, стать автором и творцом, производить творческий продукт от начала до конца в установленном дедлайне. Получается, что цели этих двух референтных групп в проекте чуть ли не противонаправлены. И все-таки выход есть. Пример №2.Начали мы сейчас в МультиМедиаСтудии создавать детские телевизионные программы, у нас это и в образовательной программе записано.Собрались мы с ребятами и посмотрели ТВ программы, которые делали студийцы до них.Разобрались, из чего состоят ТВ программы, какие работы необходимо провести, чтобы получился готовый продукт.Задумались над рубриками. «Смотрите, рубрика выходит несколько раз, поэтому вам необходимо будет интересно рассказать сверстникам о том, что вам интересно», - так была поставлена задача.Потом необходимо было самостоятельно собрать материал и подготовить текст, записать на камеру подводки, ведение, отобрать и скачать видеосопровождение, зафиксировав ссылки для соблюдения авторского права, смонтировать свою рубрику, совместно придумать название всей программы и записать видео для шапки программы.Мы не спешили, делали все последовательно, обучаясь необходимым навыкам по ходу.Диалоги в процессе создания:— Я боюсь, что меня увидят в интернете и будут смеяться.— Мы будем выходить как ТВ программа, выкладывать в социальных сетях не будем. Если что-то подобное случится, говори нам, будем разбираться.— Я хочу про компьютерные игры обзоры делать.— Обзоров много, твой должен быть особенным, чем-то отличаться от уже существующих.— А мне нравится история.— А можно я буду монтировать, а в кадре не могу я.— Будешь помогать монтировать для всех?— Да.— Хорошо, ребята по монтажу можно к нему обращаться.— А я не хочу с кем-то, можно я буду один в рубрике?— Хорошо, но если не будешь успевать по каким-то причинам, тебя никто не заменит?— Да.— А мы будем сегодня ТВ программой заниматься?— Запишите меня, я подготовился дома….. В итоге мы пробовали и спорили, записывали дубли и монтировали, придумывали и отвергали.Через месяц у нас получился пилот ТВ программы.Радостно смотрели успевшие вписаться в дедлайн, расстроились, кто не успел. Теперь работаем над первым выпуском. Все настроены серьёзно, готовятся. Теперь им более или менее понятно, что необходимо делать. Вот такие примеры. Первый собирательный, из моих личных наблюдений и второй - личностный и педагогический.Оба вполне реальные и принципиально разные в подходах. Вопрос «зачем» остается основополагающим.Отчитаться и продемонстрировать работу или подготовить творческую и самостоятельно работающую детскую съемочную группу? Делать ТВ контент для взрослых или для детей?Самовыражаться самим или помочь самовыражению воспитанников?Что вы об этом думаете? детское телевидение мультимедиа проектное обучение среда