Игрофикация в образовании. Школа будущего Блог Лоры Кравченко / 26.01.2017 "Школа будущего" нашей команды - это школа, созданная, в основном, не педагогами. "Строили" ее архитектор, психолог, бизнес-тренер... Креативные и очень талантливые участницы курса "Игрофикация" на https://stepik.org.Итак, представляю Вашему вниманию для возможного внедрения решение задачи от команды «Прокрастинация».Сделать обучение в школе более приятным для его участников (вот такая глобальная и очень непростая цель). ЦЕЛЬ: С помощью игрофикации за 3 месяца с февраля 2017 года по май 2017 года школьники школы №N с большей заинтересованностью относятся к обучению (не менее чем на 2 пункта по 10ти бальной шкале оценки), у школьных учителей снизился уровень эмоционального выгорания (не менее, чем на 2 пункта по 10ти бальной шкале оценки).Для того, чтобы получить валидные результаты по окончании проекта, необходимо произвести замеры увлеченности школьников и эмоционального выгорания учителей перед началом игрофикации. В этих целях могут быть использованы целиком или частично готовые классические психологические тесты, либо специально разработанные анкеты. Вопросы в анкетах как школьников, так и педагогического состава будут содержать оценочные шкалы. При ответе необходимо будет указать отметку шкалы, соответствующую состоянию и ощущениям испытуемого. Например, на вопрос “Насколько интересен урок математики?” или “Насколько хочется получить 5-ку на истории” - школьник выбирает значение от 1 до 10, где 1 - совсем не интересно, не хочется, а 10 - очень интересно! хочу! Тот же алгоритм при оценке эмоционального состояния педагогов. ИГРОКИ● учащиеся младшей школы, 1-4 классы, живые, подвижные, очень увлекающиеся любой игровой деятельностью, их практически не надо мотивировать: предложи играть - и они уже тут. Для них мама, папа, учитель - авторитет, друг и советчик.● учащиеся средней школы, 5-9 классы, подвижные, гиперактивные, очень любят гаджеты и компьютерные игры, занимаются спортом и родители для них еще являются авторитетом. К 8-му классу на первое место выходят взаимоотношения с одноклассниками, поэтому часто группируются в мини-коллективы, с удовольствием общаются в соцсетях. Ищут самовыражение.● учащиеся старшей школы, 10-11 класс. Их учебные интересы лежат в плоскости будущей профессиональной деятельности. У них мала потребность в общении с родителями. Прислушиваясь к их мнению, они чаще всего делают по-своему. Они очень загружены уроками, дополнительными занятиями, спортом, но успевают заниматься и любимыми делами (творчеством). Во всем ищут пользу, выгоду. Не боятся выражать собственное мнение. Если что-то не нравится – трудно замотивировать на это. ЦЕЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ- Что должны делать игроки?- Как это измерить?- Как это способствует целям?- Как настроена обратная связь?Игроки должны выполнять разнообразные учебные задания, в том числе дополнительные и групповые. Измеряется количеством полученных баллов за выполненные задания (учитывается не только количество выполненных задач, но и качество их выполнения). Дух соревнования, предвкушение награды и осознание участия в тематической миссии, которые сопровождают учебные задания, повышают интерес к обучению. Это способствует вовлечению в процесс учёбы: выполняя задания, ученики начинают лучше разбираться в предмете, им становится проще учиться, осваивать новое, закреплять старое. Обратная связь - в виде баллов, которые даются за правильные действия: выполнение заданий, взаимопомощь, самостоятельную подготовку, выполнение коллективных проектов и так далее. ПУТЬ ГЕРОЯНарратив: «Фантастическое будущее уже совсем близко. В школах воплотятся все те научные технологии, которые мы уже давно наблюдаем в «Звездных войнах», «Аватаре», «Железном человеке», «Трансформерах» и других невероятных историях с космическими гипер-прыжками, искусственным интеллектом, освоением гравитации. Возможно, школьники будущего будут загружать необходимые знания и навыки как Нео из «Матрицы», исчезнут учебники, тетради, контрольные в привычном нам понимании. Но ведь это то, из чего складывается сегодня наше настоящее. Мы уделяем много времени и нашего внимания обучению: читаем книги, запоминаем события и формулы, учимся правильно писать и красиво излагать мысли, вникаем в законы физики и химии, изучаем окружающую нас среду. И эти нехитрые, но трудоемкие процессы – большая часть нашей жизни, нашей истории. Сохраним ее для будущих поколений! Покажем, как человек нашего времени может осваивать горизонты науки, совершать открытия и демонстрировать удивительные результаты в обучении!По истечении 3х месяцев, мы оставим послание нашим преемникам – все достижения школьников в обучении соберем в Капсулу Знаний, которую закроем и погрузим в музей-ячейку, которую вскроют такие же школьники как и вы, только через 50 лет! А чтобы этот процесс накопления ваших успехов был интересным и веселым - проведем игру «Школа будущего»! Все учащиеся школы №№ с 1го по 11й класс окунутся в фантастические приключения, цель которого – собрать по кусочкам Капсулу Времени, выполняя увлекательные задания и зарабатывая баллы за них.В день закладки Капсулы мы также проведем праздничное мероприятие, в котором будут участвовать все, кто примет вызов. Но это далеко не единственная награда за участие в игре. Об остальных мы расскажем чуть позже».Ресурсы.Если есть ресурсы – было бы удобнее и информативнее создать страничку на сайте школы, где бы отображались не только правила, события, задания, но и актуальная информация о накоплении ресурсов каждым учащимся. При отсутствии таковой возможности – обходимся индивидуальными паспортами для школьников, куда будут проставляться вручную штампики-баллы после прохождении ими испытаний.Необходимо также приобрести или заказать специально большой 3Д-пазл в виде шара, куба или др. формы. Это и будет Капсула Времени, детали которой школьники обменивают за свои заработанные баллы, и собирают совместными усилиями. Модель стоит в холле либо под стеклянным куполом, либо на высоте вне доступа руками. Заслуженные детали пазла учащиеся пристраивают 1 раз в неделю. 1 элемент стоит 50 баллов, например. Соотношение баллы=элементы пазла и уровень наград за задания ниже – примерные, и будут зависеть от того, из скольких деталей общий пазл.Капсула Времени постепенно приобретает законченный вид. К концу 3го месяца стройка завершается окончательно. В день закрытия игрофикации, все достижения школьников – их паспорта, сообщения о выполненных проектах и успехах в обучении, письма – закладываются в собранную Капсулу и помещаются либо в музей, либо другим символичным действием опечатывается на 50 лет для будущих поколений.Вовлечение в игру осуществляется через пиар-компанию предстоящего события. Чтобы пробудить интерес, за несколько дней до запуска игрофикации, один школьник с ворохом больших конвертов врывается по очереди на уроки к учащимся с вопросом «Я еще не опоздал? вы подготовили послания для Капсулы Времени?» Его прототип – кролик из «Алисы в стране чудес» и цель – зародить любопытство. На следующий день в холле, столовой, перед учительской и др. проходных местах появляются информационные плакаты. И, наконец, еще через 1-2 дня – либо короткая линейка, либо сообщение по школьному радио о мероприятии и игре, а также более детальные разъяснения учителей уже в каждом классе.Простой уровень – выполнение домашних заданий, инициатива на уроках, взаимопомощь в выполнении заданий, дополнительные задания.● Если все учащиеся класса пришли подготовленными на урок (имея тетрадь, учебник, ручки, линейки, калькулятор и пр.), то получают по 1 баллу (так, в день - 4-6 баллов).Если кто-то не понимает, как выполнять домашку – есть сверхъестественная помощь в виде звонка учителю, но это может сделать только кто-то один от класса, который ретранслирует помощь всем остальным (через мобильные приложения, группы в соцсетях).● Есть возможность получать баллы (5) за выполнение дополнительных заданий. Их оглашает учитель на уроке, либо информация доступна заранее (сайт, инфо бюллетени).Усложненный уровень (через месяц после начала игрофикации).● 5 баллов теперь можно получить только за выполненную цепочку: выполнил домашнюю работу + + получил хорошую отметку (4-5) за ответ на уроке/написал самостоятельную/контрольную на 4-5.● На этом этапе, если ученик сделал больше, чем требовалось в задании, он получает 6-ку (10 баллов). Это специальная оценка, которую нельзя увидеть ни в дневнике, ни в журнале. Когда ученик её получает, каждый учитель должен сообщить имя ученика, класс, предмет в течение 10 мин., и эта информация выставляется в новостной ленте проекта на сайте, либо в течение получаса вывешивается на главном инфо-стенде в холле: Иванов Андрей, 7 “Б” получил сегодня 6-ку по математике (с фото). Если за день набирается не менее 6 шестёрок по школе, все дети из классов «шестёрошников» получают по дополнительному баллу.● Выполнение группового проекта. Проекты могут быть краткосрочными - на выполнение уходит 1-2 урока (по 50 баллов участникам), могут быть среднесрочными - до 2х недель (по 100 баллов) и долгосрочными - до месяца (по 200 баллов).Темы можно разрабатывать по самостоятельному выбору, и как вариант, можно предложить перекрёстный процесс обмена идеями для проекта. Группа, подготовившая задание получает по 5 баллов.1. Школьники объединяются в группы по 5 человек и придумывают тему и передают для учащихся параллельного класса.2. Принимающая сторона берет понравившуюся тему, обсуждают проект (в рамках изучаемой темы в данный момент по предмету), его структуру и этапы разработки. В этом им может помочь учитель. 3. Учащиеся определяют роли внутри группы и планируют этапы выполнения задачи, собирают информацию по теме, выполняют работу по изучению вопроса, решают необходимые задачи.Оценивать качество выполнения проекта могут учителя вместе с учениками: обсуждение можно вести в группе в социальной сети, после чего начисляются баллы.Мастерство.● На этом этапе ученики могут придумывать и присылать задания для простого уровня, за которые можно получать доп. баллы (5 баллов за задание в случае его включения в игрофикацию).● Группа учащихся могут подготовить и провести урок или творческое мероприятие для другого класса параллели, либо младшего класса (до 300 баллов). Сверхъестественная помощь учителя в процессе подготовки. Оценивают выполнения этого задания учащиеся того класса, где проводилось занятие/мероприятие.● Выполнение творческого проекта (до 300 баллов).Задача для участников: рассказать о какой-то теме, изучаемой в данный момент в школе, на одном из творческих языков: музыки, кино, театра и т.д. (“внутренняя”, учительская задача - развитие воображения, мыслительных навыков и пр.) с привлечением кураторов-профессионалов.1. За неделю до начала творческих проектов проводится опрос, в каком из них все ученики хотели бы поучаствовать (театр (+литература, перформансы), музыка, живопись, танцы, кино, скульптура и др. - в зависимости от того, каких мастеров-кураторов удастся привлечь. По результатам опроса выбирается схема разделения учащихся на группы, чтобы в одной группе были ребята из разных классов. Получается, что работа над проектом может вестись только во внеурочное время.2. Проводятся однодневные мастер-классы. На которых выбирается а) предмет, в рамках которого будет разрабатываться проект, б) тема проекта.3. В каждой группе выбирается капитан, который будет держать связь с организаторами, кураторами (мастерами), а также представители, которые должны в определённый момент проконтролировать промежуточные результаты. Ребята прописывают план работы над проектом.4. Результаты должны быть представлены не менее, чем за неделю до окончания игрофикации в виде открытой для широкой аудитории серии мероприятий, на которое приглашаются родители, представители городской администрации, СМИ и все желающие: выставки начинаются в пятницу, в субботу проводятся спектакли, концерты перформансы и пр.Оценка результатов: 150 баллов за участие, если были представлены результаты, + 250 баллов можно получить, если были сделаны рецензия-оценка других работ по определённым критериям (заранее оговоренным).Также можно получить дополнительные награды от кураторов, СМИ (если проект был упомянут в какой-либо публикации, передаче), важных гостей и учеников. Всем зрителям вручают при входе по 3 «лайка» в виде звезд, которые они могут оставить понравившимся командам с их проектами. По итогам подсчета звезд выбираются 3 самые популярные проекта. Дополнительные задания и награды:● субботние бонусные баллы: так как суббота - самый тяжелый день, то в субботы баллы 1-2го уровней удваиваются.● вкусняшки из столовой (неожиданный бонус). Кто пришел в школу вовремя и перед первым уроком зашел в столовую – получает 1 балл+булочка в подарок. 1-2 раза за игру, без предупреждения.● 1 раз в неделю неожиданные бонусы в виде баллов от директора за непредсказуемые достижения в номинациях: «Громкоговоритель», «Вездесущий быстроног», «Всезнайка», «Любитель булкоед» и пр.● усложнение по групповым проектам: можно получить дополнительные баллы, если задание по очередному этапу проекта выполнено в течение определенного времени. Поставить на видное место персональный секундомер (можно и на сайте, или в соцсетях) или таймер для всех команд, если они находятся на одном этапе – например, сдача описанного проекта в течение 24 часов.● для самых дружных и организованных классов, в течение месяца получавших награды за 2й уровень (выполненную цепочку) - день путаницы в подарок: ученики устраивают урок для учителей, учителя - в роли трудного ребенка и т.п.● случайные события, за которые ученики получают баллы, например:· «Пропажа»: утром объявление по школе: в библиотеке "пропала" важная книга, которую планировали положить в Капсулу. Включить логику и отправиться на поиски (с подсказками) может каждый.· «Пунктуалы»: все, кто в течение недели не опоздали на первый урок - получают по баллу.· «Аристократ»: при входе в школу в определенный день, нужно сказать в веб-камеру или встречающему завучу: доброе утро, ___! и добавить любое обращение-пожелание про школу (за нелитературные слова – наказание -10 баллов).· «Секретный агент»: перед началом урока учитель объявляет, что в содержание урока зашит секретный пароль из 1-3 слов. Он идет сразу вслед за фразой, например, «Причиной распада австро-венгерского союза стала…». Ученики пишут секретный пароль на листочке – за это получают баллы в конце урока (а параллельно запоминают то, что надо учителю, и внимательно слушают весь урок). За выкрик пароля вслух – награда аннулируется.· «Лотерея»: первым 50ти, пришедшим в школу – лотерейный билетик, в которых могут быть баллы.● «залоченный контент»: при прохождении порогов в накоплении баллов (50, 100, 150, 200, 300..) ученики могут открывать секретную депешу, например, готовые презентации, доклады, выступив с которыми можно получить баллы, либо использовать их в подготовке к проектным мероприятиям.● экскурсии в музеи и памятники природы (для участников команд учебных проектов).● встреча с известными личностями (бизнес, кино и пр.) – запланированы в процессе игры для школьников, которые смогут собрать определенное количество баллов (300 баллов, например, за всю игру). ОЙ, А ГДЕ ЖЕ ФАН?Лёгкий фан - забавные и неожиданные задания, творческий подход к решениям, интерес к финалу.Серьёзный фан - обучение на пределе возможностей, впитывание новых знаний, демонстрация навыков; смысловая часть: задуматься о будущем своём и всего человечества, о своём месте в истории. Учиться ради того, чтобы показать будущему как умеем учиться, а не для галочки. Выполнение творческих и учебных групповых проектов.Социальный фан - групповые задания, необходимость совместной работы класса для получения наград. Знакомство с новыми интересными людьми - приглашёнными лекторами, специалистами в разных областях, знаменитостями. Внезапные массовые игры, за которые можно получить баллы.Тяжёлый фан - преодоление сложных заданий и себя, достижение высоких уровней, борьба за объявленные награды, принятие вызова. ИНСТРУМЕНТЫ (более детально описаны в Пути Героя)ДИНАМИКИ· нарратив· прогресс· взаимоотношения· эмоцииМЕХАНИКИ· вызов· удача/везение· соревнование· сотрудничество· награды· состояние, определяющее победуКОМПОНЕНТЫ· уровни· очки· социальное взаимодействие· команды· достижения· квесты· лидерборд Команда соавторов «Идущие к новогодним плюшкам»1. Алексина Гамова2. Ирина Милотворская3. Лора Кравченко4. Екатерина Высоцкая5. Инна СвириденкоИгрофикация. "В поисках потерянного времени" игрофикация