Авторская методика обучения: объемная информация viktoriy's blog / 17.03.2011 Инновации в школе всегда были камнем преткновения: с одной стороны они приветствуются учителями и родителями, с другой стороны - приводят к перегрузкам детей, что является недопустимым. В своем опыте педагогической деятельности я руководствуюсь определенными ограничениями, и, прежде всего, не отношусь к детям как ко взрослым, что на сегодняшний день является модной тенденцией среди учителей. Нужно не забывать, что дети должны иметь полноценное детство, не перегруженное занятиями. В течение долгого времени задавалась вопросом, что способствует многогранному развитию ребенка. Ответ оказался простым: информации должно быть не много, но она должна быть объемной, то есть составлять некоторую модель мира, сначала неполную и даже некорректную, но в процессе она дополняется и оптимизируется. Такой подход позволяет развивать когнитивные способности у детей, которые в старшем возрасте применяют их в рамках обучения, поэтому отсутствует необходимость в большей тематической нагрузке для изучения тех или иных дисциплин.Разработку своих программ для детей я начинаю с определения возраста группы. В этом посте я не затрагиваю разновозрастные группы - они требуют иного подхода. Во-первых, изучаю способности мозга ребенка в том или ином возрасте относительно специфики восприятия. Например, дошкольники лучше воспринимают плоские изображения, старшие уже способны к более сложным взаимосвязям. Для того, чтобы понять специфику разных возрастных категорий детей я воспользовалась нейрофизиологией. В построении авторской методологии мне помогли труды Жака Лакана, Жана Бодийяра.Любая изучаемая детьми тема должна иметь как бы объемное изображение, то есть предполагать модель мира в данной области, основанную на разных системах восприятия, например, органов зрения, осязания, тактильном восприятии. Сначала мы с детьми рассматриваем устоявшиеся концепты темы, затем характеристики этих концептов. Характеристик концептов нужно найти как можно больше, - от этого зависит полнота модели. На следующем этапе нужно устанавливать взаимосвязи между выделенными компонентами, - такой подход позволяет развивать креативные способности у детей и реализовать игровую форму обучения. На заключительном этапе рассмотрения темы уроки посвящены соединению несоединимого, то есть созданию лингвистических тропов. Именно после этого этапа ребенок становится способным производить исследовательскую деятельность в рамках данной темы. Уже не возникает потребности в перегруженных курсах, - по мере необходимости ребенок сам находит нужный для себя материал и умеет мыслить в рамках выделенной тематики. Это позволяет сделать образование детей более дифференцированным относительно их врожденных способностей.Такие уроки учат детей не только выбранной теме, но и дают пример систематического изучения других материалов. Во многом методика позаимствована из курса системного анализа с проекцией на физиологию ребенка, и она дает превосходные результаты обучения. авторская взаимосвязи методика программа