Неформальный подход к формальному образованию. Урок в музее. Репортаж с комментариями Блог редактора / 17.10.2016 Может ли музей стать местом для проведения неформального обучения? Безусловно, да. Может ли музей стать местом проведения урока? Последний вопрос стал предметом тщательного исследования и экспериментальной деятельности специалистами Московского Центра Музейного развития. Урок в музее – дело не новое. Но что может быть, по сути, новым в XXI веке? (почти не по теме: в каком году, вы думаете, изобрели вращающиеся двери, которые стоят во многих высотных зданиях? ответ здесь).Хорошо, что на каждом новом витке общественного развития, происходит возвращение к важным вопросам и темам. И не только в теории. Конференция «Неформальный подход к формальному образованию. Урок в музее» собрала 6-7 октября в Москве заинтересованных учителей, культуроведов, методистов, ученых. Все, без исключения, выступления, были интересны и полезны для расширения представлений о теме. С разрешения Бориса Андреевича Столярова - доктора пед. наук, профессора, заведующего Центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского Музея (rusmuseum.ru) – публикую его выступление, снятое на видео. Примечание автора: это человек, которого можно слушать бесконечно - даже 19 минут! - очень рекомендую вслушаться в размышления Бориса Андреевича, где и работники культуры, и работники образования могут найти для себя нечто важное - каждому - свое. 3:13 - это роковое время, после которого надо еще раз нажать на проигрывание ролика. Обещаю решить эту проблему.Концепция проекта «Урок в музее» была представлена ведущим аналитиком МЦМР, кпн – Мариной Владимировной Мацкевич. Подробнее с проектом можно познакомиться в сборнике «Урок в Музее», который доступен для скачивания здесь. Несколько интересных тезисов.В декабре 2015 года в рамках проекта «Урок в музее» получили путевку в школьную жизнь 34 урока, которые подготовили сотрудники образовательных служб московских музеев. Эти уроки соответствуют ядру школьной программы и новым образовательным стандартам, учитывают КЭСы (контролируемые элементы содержания), которые должны были оставаться у каждого школьника в некоем «сухом остатке» после урока для объективного измерения его эффективности. Пример. В Музее С.А. Есенина долго бились над разработкой урока «Биография Есенина: жизненный путь от приказчика до поэта» для старшеклассников. Но «точка удивления», как мы называем «вход в проблему», никак не находилась. В процессе проектной работе на одном из проектных семинаров автор пришла к осознанию совершенно новой проблемы: недостаточность словарного запаса учеников 5-ого класса для понимания образного строя стихотворений Есенина, которые они изучают на уроке литературы. В мемориальной экспозиции изучение музейной инсталляции, в которую входили незнакомые детям вещи: коромысло, скатерть с «каймой» и «бахромой», они смогли найти реальные прообразы сравнений, эпитетов, метафор поэта. Непростые и скучные для детей литературоведческие понятия получили неожиданное пластическое музейное «овеществление». Так родился совершенно новый формат занятия - урок «Как разгадать поэзию Есенина» для пятиклассников, который необычайно востребован среди московских учителей.В уроке по иностранному языку «Иноземная слобода» в музее Лефортово, музейный педагог выступает в роли чужеземки-итальянки. Она, так же как ребята, пришедшие в музей, не является носительницей английского языка. Но он становится тем «запасным языком», которым она овладевает вместе с ребятами, побуждая их искать, анализировать и привлекать для коммуникации музейные предметы по определенным темам, связанным с жизнью Немецкой слободы. Дети не боятся сделать ошибку, получить низкую оценку. Там, где не хватает слов, идет в ход мимика, жесты, догадки, связанные с музейными предметами, Урок перестает быть формальным и превращается в увлекательное средство выработки межкультурной коммуникации.Критерии соответствия «Урока в музее» новому формату образовательной услуги для школы 1. Связь с определенными предметами и темами основной школьной программы.2. Наличие яркой музейной составляющей: связь с коллекцией, с музейными предметами, использование особенностей пространства музея.3. Учет возрастных психологических особенностей целевой аудитории при выборе формата проведения «Урока в музее» (привлекательный для школьников и неожиданный аспект подачи тематического материала).4. Ориентация на системно-деятельностный подход (поисковая, исследовательская и элементы проектной деятельности детей), который нацелен на получение школьниками метапредметных и личностных результатов.5. Предоставление пакета содержательных рекомендаций учителям для подготовки школьников к данному уроку в музее.6. Наличие креативной составляющей в домашнем/внеурочном задании для учащихся. Оно должно расширять их кругозор за пределы типовой школьной программы и продвигать в проблемном поле урока.Желательный критерий: Оригинальность названия «Урока в музее».Памятка для разработчиков музейных уроковО т к а з а т ь с я1. От лекционного и экскурсионного подхода в преподнесении материала.2. От изобильной информации.3. От длительных монологов.4. От протяженного сложного маршрута (исключение: музеи-усадьбы).5. От неоправданного множества задействованных в уроке музейных экспонатов.6. От однотипности заданий.7. От стремления обеспечить КЭСы (контролируемые элементы содержания) только собственными музейными силами.О б е с п е ч и т ь1. Соответствие «Урока в музее» теме школьной программы.2. Нестандартность подхода к учебному материалу через музейные средства.3. Постановку проблемы урока.4. Личную вовлеченность каждого ученика в процесс урока.5. Соответствие способов участия в уроке возрастным особенностям школьников.6. Возможности и условия для самостоятельной практической деятельности детей в экспозиции: подбор музейных предметов, всесторонняя демонстрация музейного экспоната, вспомогательный реквизит.7. Поисковые и исследовательские задания для решения проблемы, сформулированной в начале урока.8. Разнообразие заданий при работе учащихся с музейным предметом (анализ, сравнение, выстраивание ассоциативных рядов).9. Варьирование групповых и индивидуальных заданий.10. Материалы для учителя, помогающие ему подготовить школьников к уроку.11. Предложение творческого внеурочного/домашнего задания, ориентированного на зоны ближайшего развития ученика.12. Ограничение по времени –не более 1часа 20 минут.Желательно13. Возможность обратной связи с участниками урока в музее.14. Предоставление определенных новшеств в экспозиции музея (выделение зоны для обсуждения результатов урока, введение временного вспомогательного этикетажа).***Как «глоток свежего воздуха», как эксклюзивные программы, как надпредметное наслаждение – «уроки в музее» разрабатываются и изредка показываются. Только вот провести такое могут единицы. Попадешь на Человека – останешься под впечатлением. Не попадешь – все будет «как всегда». Поэтому периодически повторяемая фраза «дополнительная образовательная услуга для школы» вызывала протест. Но, объективности ради, решила посмотреть, прежде чем делать глобальные выводы, сами уроки. Выбрала урок химии в 9 классе. На урок пришло 9 человек. 3 команды по 3 человека. Двое из них – первый раз в музее. Численность группы для урока в музее. Урок – это класс. А класс – 25-30 человек. Даже пополам – 12-15 – для музейного урока – много. Меньшее количество организационно неудобно для школы.Ребята получают тетради. Материалы для работы на уроке. Было бы интересно, если бы в музее космонавтики (все-таки передовая отрасль!) задания выполнялись в мобильном приложении, а не в отксерокопированных тетрадях (почти не по теме: в магазине «Петрович» при входе ты берешь планшет, наполняешь корзину, знакомясь самостоятельно с характеристиками товара, с планшета происходит формирование чека).Вписывают название команды. Параллельно задаются вопросы:- Что такое теплота?- Какими способами ускорить движение молекул?- Почему обсуждаем эту тему в музее?- Оглянитесь, нас окружают спутники. Как они попадают в космос?- Без чего не полетит ракета?Уровень. Мне показалось, что вопросы не для 9 класса...Время и скорости. Кратко рассказывается история создания ракетного двигателя, показываются экспонаты. Но все достаточно быстро. Слишком быстро.Обращение к этикетажу. За минуту выполнить задание 1, 2, 3. Одна маленькая этикетка, 7 человек пытаются за минуту списать...Условия работы. Задание выполнять на весу неудобно. Ребята писали на спинах друг у друга, присаживаясь... Это некомфортные условия для серьезных заданий.Какие реакции бывают? - экзотермическая, эндотермическая, без обмена. Здесь – какая реакция?Много беспорядочно задаваемых вопросов, не всегда связанных... Нет четкого выделения этапов урока.ГИРД - группа изучения реактивного движения (Королев) – работа с этикетажем, а не с экспонатами. А-ля квест: найти и вписать. При этом ранее говорилось о том, что урок – это вам не квест!Топливо 2-х компонентное. Рассчитывают хим. реакцию.Подсказки – время лимитировано. Ребята ошибаются, смущаются, зависают.Расчет – сколько энергии выделяется при сгорании 5 кг горючего.Обращают внимание вопросы «запуганных ОГЭ-ЕГЭ» детей:- А переписывать строчку нужно? А можно пользоваться калькулятором?Дети слишком несерьезно читают задания, делают ошибки. Внимание рассеяно.Постепенно втягиваясь в расчеты, команды захватывает соревновательный дух. С гордостью: мы все сделали!Отличие ракет: было и стало – демонстрируется на экспонатах музея.Покажите ступени ракеты. Замешательство... Видите эти 4 морковки по бокам?Где происходит хим.реакция? Почему бак окисления больше бака топлива?Какой кислород берем с собой? Почему?Вопросы сыпятся и сыпятся. Достаточно детские для подростков и чересчур частые для человека, который между ними пытается что-то рассмотреть и осмыслить. Но ни одного вопроса не прозвучало от ребят!Как кислород можно сделать жидким? -183СПосмотрим на двигатель. Здесь камера сгорания, сопло, по трубкам идет топливо в сопло.Масса топлива фиксируется с этикетажа.9 человек – все в работе.Температура нагревания одного топливного бака?Что такое в этой формуле Q?Дети устали. Пространство музея, проходящие люди, множество экспонатов не дают сконцентрироваться. Тяжело сосредоточиться и рассчитать формулы.Внимательнее! 4 раза призывал экскурсовод.- Из какого металла сделан двигатель? - Из алюминия? - Из стали!Пока с одной группой разбирались, другие начали зависать и баловаться. Самое время «физкультминутки» или космического анекдота для разрядки.Для того, чтобы угомонить детей, прибегают к школьной мере: - тетради будут проверять!- Удельная теплоемкость стали?- потеряли...- в килограммы перевели?Дети уткнулись в тетради.- 2842С – на такую температуру нагревается... 1500С – температура плавления стали... Значит, надо охладить. Как?Молчание. Давайте, я верю в вас! – мы тупые...- у вас недавно был урок по это!В результате стало понятным что такое "Рубашка охлаждения топлива".Запишите: Двигатель охлаждается за счет теплоемкости топлива – отдадите потом на оценку. Дети: да..., я не химик..., это конец?Из краткой беседы с детьми после урока:- Что вам не хватило? - Химии побольше и интерактивности...- Вы не в первый раз в музее. Для учеников младшей школы урок составить и провести смогли бы? - Да! это было бы интересно!К сожалению, я не слышала обсуждение продемонстрированных уроков участниками конференции. Из нескольких реплик поняла, что кто-то в восторге от этого (возможно, это первые музейные занятия, которые видели молодые специалисты, поэтому они и произвели впечатление), кто-то очень скептически отнесся к качеству новых разработанных «услуг» в прейскуранте музея...Для себя я сделала следующие выводы. Музейный урок – на словах правильная вещь. То, что конкретно увидела – пока слабовато. Дети устают от уроков. Им интересно исследовать, заглядывать, высказывать свое мнение...Для меня одним из самых сильных «уроков» в музее стала экскурсия «Сундук Шереметьевского чердака» музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге. Такой вовлеченности посетителя в музейное пространство я не встречала больше нигде. Это прекрасно масштабируемая, отличная идея. Посмотрите, сколько программ сегодня предлагается коллективом музея программ для школы.И еще, безусловно, «музейным уроком» - ярким и запоминающимся стали музейные занятия – это более правильная и спокойная формулировка, на мой взгляд, - в Гатчинском дворце.Неплохой пример экскурсий нового, динамичного и диалогичного формата – музеи «Экспериментаниум» и «Живые системы» в Москве, которые проводят очень молодые, позитивные юноши и девушки. Сами экспонаты, занятия, практикумы и шоу становятся запоминающимся «уроком» в музее.Если и говорить о новых услугах, то специфика музейного пространства больше располагает к организации Музейного Коворкинга для школьников.Для того, чтобы пробовать «музейные уроки», нарабатывать практики, нужно действовать только через администрацию школы: чтобы обговорить мотивацию как учителей (дополнительные часы, зачеты, сертификаты и пр.), так и детей (оценки, баллы, исследовательская/проектная деятельность).Подводя итоги для себя, отправной точкой для разработки новых форм взаимодействия с детьми хочется видеть самого ребенка – его готовность и способность расти в пространстве музея вместе со взрослыми, доверяя, а не угождая им.И в заключение хотелось бы привести мнение специалиста - и услышать ваше мнение, уважаемые Читатели;, по поводу "Урока в музее": ...Анна Рапопорт, к.п.н., доцент кафедры культурологического образования СПб АППО:Музею очень нужна школа. А нужен ли музей школе? Спросите учителя: в теории – да, неплохо бы съездить на экскурсию. На практике реализовать это крайне сложно. Музей пытается сделать всё, чтобы учитель-таки привел своих учеников в музей. Музей даже готов уроки вместо учителя проводить на своей экспозиции… При этом уроки не стандартные, а современные - с акцентом на самостоятельную работу детей, на исследование музейных экспонатов. Хорошо ли это? В принципе, в самой идее музейных уроков нет ничего плохого: как один из форматов музейного предложения урок вполне может существовать. Им наверняка воспользуются школы, расположенные по соседству с музеем и имеющие возможность многократно посещать музей. Хороша эта идея (и технология, предложенная Московским центром музейного развития) для музеев-«монополистов»: если в небольшом городе 1-2 музея и несколько школ, если все друг друга знают и нет проблем в коммуникации – да, музейный урок будет востребован. Но в столичных городах идея кажется утопичной. В Петербурге например, больше 600 школ и больше 150 музеев. Надо ли везти детей из Колпино и Купчино на урок английского в Эрмитаж или Кунсткамеру? Всё-таки в этих музеях есть возможность достигать куда более значимых образовательных результатов, связанных с метапредметными умениями, с развитием личности детей. И очень важно, чтобы помимо урока, музей предлагал бы школам другие программы, отличные от обзорных экскурсий. МЦМР конференция музей неформальное образование урок