Куда ведет Гаммельнский Крысолов? biarmicus's blog / 20.09.2016 Как, наверное, и многим участникам Галактического сообщества, мне в детстве довелось учиться в музыкальной школе. От тех занятий игры на фортепиано осталось ощущение какой-то невообразимой скуки. Когда после трех лет мучений это закончилось, ничего, кроме радости, я не испытал. Музыке - уже в другом возрасте и на другом инструменте, мне довелось учиться уже значительно позже, фактически, снова и с нуля - и это была уже совсем другая история.Уже во взрослом возрасте, я как-то сделал удивившее меня наблюдение: люди, все-таки “домучавшие” музыкальное образование, крайне редко и с большой неохотой соглашаются помузицировать в неформальной обстановке - в компании или в кругу семьи. Им всегда чего-нибудь не хватает - нот, настроенного инструмента, сцены, придирчивой и авторитетной комиссии, которая будет считать их ошибки и выставлять отметки за исполнение.Мне стало казаться, что музыкальное образование в том виде, в каком оно у нас есть, ушло от первоначальных целей, которые когда-то у него были. Ведь музыка - это совершенно особая для людей вещь, равно как и человек, который умеет играть на фортепиано, баяне, гитаре, балалайке, барабанах - это человек, от которого ожидают нечто иного, чем от всех других людей. Люди музицирующие, хорошо играющие, поющие, понимающие, что должно прозвучать здесь и сейчас для того, чтобы изменить ситуацию - в походе, на поле боя, в долгой, утомительной поездке, в момент, когда нужно принять непростое решение, действительно могут большее.Поэтому история о Гаммельнском крысолове - человеке, который, играя на флейте, увел из города всех детей - глубоко не случайна. Не все музицирующие люди становятся Ван Клибернами и Ойстрахами. Но большинство музицирующих людей знает, что это значит - уметь переключать настроение с помощью музыки, что значит вести - в науке, в работе, в школе. Что значит - доставать из человека то, что иначе, как с помощью музыки, достать из него невозможно.Вот это, на мой взгляд, и утрачено в массовом музыкальном образовании. В нем слишком много от воспроизведения. Когда ребенок приходит в музыкальную школу, учитель дает ему ноты - и говорит “играй”. Особенно не утруждая себя объяснениями того что и зачем нужно играть. И тем более, не пытаясь сначала научить слушать - что совершенно необходимо, поскольку музыка - это не просто воспроизведение нот. Музыка - это особое совместное действие, в котором и держать в руках инструмент и слушать, и петь, и подпевать - это особое искусство, которым нужно овладеть.К сожалению, система музыкального образования сейчас работает как сито. Из сотен тысяч пришедших в музыкальную школу со вполне искренним желанием научиться играть и петь, в музыке остаются единицы - тех, кто потом дает концерты и записывает альбомы. Но музыка - это не только про это. Музыка - это еще и про то, что когда вас кто-то попросит “сыграй что-нибудь” - вы не начинали бы судорожно вспоминать, как учитель музыки ругал вас за то, что у вас неправильная постановка руки или что вы неправильно держите смычок, а просто взяли бы и сыграли. И чтобы небо перестало казаться таким хмурым. музыка образование