Музеи как технологии освоения информации Блог редактора / 13.05.2016 Приближающийся Международный день музеев заставил задуматься на тему «Музей в моей жизни» и вспомнить некоторые зарисовки из историй, случившихся в нынешнем, 2016 году. Так сложилось – 10 музеев посчастливилось посетить за 4,5 месяцев. Все описывать не буду, остановлюсь на специфике подачи материала нескольких.Наибольшее впечатление произвели валдайские музеи, куда попали мы в зимнем семейном путешествии. О них чуть-чуть поподробнее.Музей колоколов расположен в путевой дворцовой церкви св. Екатерины (арх. Н. А. Львов, XVIII в.). Само здание - как колокольчик: светлое, округлое... И внутри - много-много колокольчиков – вроде и одинаковые с виду, а как начнут петь – так и отличия налицо: у каждого свой характер тут же проявляется. И вместо тихого, словно замершего, музейного пространства, вдруг рождается насыщенное, яркое Волшебство Звука. В Музее Колоколов есть возможность попробовать "создать" колокольный звон на двух стойках, где могут петь 10-15 колоколов. От поющих колоколов идут нити, которые связаны специальным образом. Освоишь-поймешь процесс – получишь мелодию неповторимую. Кстати, по словам экскурсовода, в некоторых храмах, при особом благословении, можно под большой колокол встать, чтобы от бесов избавиться. Энергетика звука, безусловно, в Колоколе есть. Энергетика, позволяющая и физически, и духовно почувствовать себя в другом измерении.Музей колоколов нам нравится своим тихим уютом и уникальными возможностями для посетителя. Он совсем маленький, но сколько в нем можно ощутить и понять!В недавно открывшемся Музейном колокольном центре понравилось богатство экспозиции, экскурсионная работа с детьми – эмоциональный и живой диалог. Именно здесь, познакомившись с фактами истории колокольного дела, показалось очень интересным организовать сетевой тематический проект для школьников.Чем не объединяющая тема? Чем не исследовательское начало? Смотрите, сколько загадок только в одном ямщицком колокольчике:Можно говорить как о музыке, так и о физике, и химии, как о живописи и геометрии, так и о маркетинге.Интересным дополнением к экспозиции показался интерактивный тачскрин-стол с тематическими играми, где можно запрячь виртуальную тройку, которая порадует своими бубенцами, или отлить колокол, звук которого можно отправить по электронной почте себе или другу.Музей уездного города – это как в гости к местным жителям приходишь: через истории семей, живших в Валдае, узнаешь историю края. Интересны неожиданные открытия, которые «разматываюся», как клубок... Например, ничем особо не примечательный портрет жителя Валдая Плюшкина с женой. Мало того, что, якобы Александр Сергеевич, не раз проезжающий из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, был наслышан об этом человеке и «подарил» его фамилию Гоголю для "Мертвых душ". Самое интересное для меня было то, что этот Федор Михайлович Плюшкин был по значимости своей собранной коллекции третьим в России и 11 в мире! Было интересно почитать об этом человеке... Невольно согласно закиваешь головой мысли Николая Васильевича: «Достопримечательности не в архитектурных строениях и древностях, но в людях. Клянусь, человек стоит того, чтобы его рассматривали с большим любопытством, нежели фабрику и развалину. Попробуйте только на него взглянуть, вооружась одной вашей истинно братской любовью к нему, и вы уже от него не оторветесь — так он станет для вас занимателен». К слову. Вспоминаю, как мы готовили выступления ребят на конференции о ветеранах района. Говоря о людях, 8-классники просто зачитывали текст презентации. Даты, названия, послужные списки. А слушать то - детям. Было формально-скучно, пока, наконец, не пришло решение. "Ты сама читала об этом человеке? Читала. Что показалось самой интересным? Любовь бойца, пронесенная через всю войну, как хранил он поясок своей девушки. Давай обойдемся минимумом дат - их все равно никто не запомнит, а начнем и закончим историю этого солдата девичьим пояском..." Так и перестроили тексты: на экране мелькали даты и факты, а ребята рассказывали о песне, которая давала силы перед боем, о письмах солдатских, хранимых мамой бойца - и это было понятно и близко им самим. Голоса их звучали искренней и теплее, по-другому смотрели они на портреты...Музеи, конечно, становятся ближе посетителю через работу: мысли ли, душевных порывов, поиска ответов, сравнений с уже имеющимся личным опытом.Если встречаешь в музее "свою историю", то и отклик на экспозицию будет глубже. Колокольчик ли, пусть виртуальный, отлить самому, или найти в экспозиции человека "знакомого", слово заветное. Поговорить "по душам" с хранителем музея и через его личное, не заученное, проникнуться колоритом.Нужен ли сегодня в музее человек озвучивающий? Смотря как озвучивающий... Сайты музеев в настоящее время содержат очень много достаточно полной информации о постоянных экспозициях. Этикетаж все более становится "дружественен" посетителю. Встречала, особенно в небольших музеях, замечательные аудиогиды. В некоторых музеях созданы буклеты для детей и подростков с заданиями по экспозиции. И все-таки, когда экскурсовод говорит - грамотно, погруженно в тему, когда реагирует на вопросы и настроения группы, - такое посещение становится впечатлением на долгие годы. В музеях города Валдая нам повезло - мы встречали таких людей. К слову, "экскурсии высшей пробы" проводятся и в Санкт-Петербурге в рамках профессионального музейного фестиваля "Детские дни в Петербурге". Дополнительно каждый год создаются игровые маршрутные листы для индивидуальных посетителей разных музеев. Рекомендую познакомиться с примерами.И еще могу порекомендовать авторскую экскурсию по музею "Музыка и время" в Ярославле его основателя Джона Григорьевича Мостославского. Это не просто экскурсия - это спектакль, где действующими лицами становятся все экскурсанты.Но иногда и без комментариев экскурсовода восприятие экспозиции не менее глубоко. В музее Политической истории России в Санкт-Петербурге, например, залы звучат звуками того времени, в котором вы находитесь. Иногда это ассоциативная музыка или просто звуки (деревенская школа, московский двор и т.д.), иногда - метроном. Такой, вообщем-то, простой прием, эмоционально очень действенен .Ощущение погружения в среду дают медиа-экраны с документальными фильмами, которые надо смотреть в тишине, одному. Говоря о технологиях в освоении информации, нельзя не упомянуть о новых у нас форматах музеев науки. В этом году мы с детьми были в недавно открывшемся музее "Живые системы". Понравился подход: не просто этикетка с цифрами кто и как в живой природе далеко прыгает, не просто необычный стенд с отметками прыжков в длину и пояснениями, а место, где ты сам можешь прыгнуть и сравнить свои возможности с достижениями братьев наших меньших. Или специальный тренажер, где не на словах, а на деле можно потратить то количество энергии, которое восполнится съеданием впоследствии одного огурца или яблока, а вот до пиццы или бик-мака ни один юный спортсмен "не дотягивал". Через собственный опыт - усвоение, конечно, быстрее. Коллеги, буду признательна, если дополните пост своими наблюдениями за технологиями освоения информации в музее. Это тема, как мне кажется, очень интересна и для школы.Посты по теме:Не зажечь ли нам лучину?Музей: подача информации"Детские дни в Петербурге". Когда скучаешь по музею?«Детские дни в Петербурге». «Вселенная воды»Музей, дарящий идеи. Политех