Исследователи? Карьеристы? Социофилы? Убийцы? biarmicus's blog / 17.02.2015 В конце 1980-х годов между игроками одной многопользовательской онлайн игры разгорелся спор - зачем они в нее играют? Все сошлись в том, что основной причиной является Fun (это слово, которое сложно перевести на русский язык одновременно означает и удовольствие, и забаву и интеллектуальное наслаждение). Но вот о том, что это за “fun”, договориться оказалось весьма нелегко. Одни игроки утверждали, что им нравится просто общаться. Другие - видели в игре глубокий смысл. К счастью, одним из участников спора оказался исследователь игр Ричард Бартл, который решил разобраться с тем, какие типы игроков участвуют в играх. Ему удалось выяснить, что в целом то, чего пытаются достичь игроки, сводится к четырем вещам:Достижение игровых целей, получение “уровней”, призов, “бейджей”, всего того, что указывает на то, что один игрок продвинулся в игре дальше, чем другие. Для таких людей очень важны внешние достижения их успеха - много баллов, самый высокий “левел”, самый “прокачанный” персонаж.Исследование возможностей игрового мира. Такие люди не останавливаются просто на изучении “хелпов” по игре. Они полезут на внешние ресурсы, будут читать отзывы об игре, сравнивать различные стратегии игры. Изучение игры им приносит большее удовольствие, чем сама игра.Общение. Возможность поговорить с другими людьми для некоторых игроков является более важным стимулом к участию, чем, скажем, возможность победить или показать свою “крутизну” игровыми способами. Для них не важно, победят они или проиграют - лишь бы рядом был кто-то, с кем можно поболтать.Навязывание кому-то своей воли в игре. Обойти, победить, побороть - вот главные мотивы таких игроков. Важны не столько внешние “фишки”, сколько ощущение своего превосходства над другим. Не важно, если ради этого придется пренебречь правилами игры, или, скажем, кого-нибудь “потроллить” в комментариях. Эти четыре основных мотивации в игре позволяют выделить четыре основных типа игроков (по Бартлу): карьеристы (их иногда называют “манчкинами”), исследователи, социофилы и “убийцы”. Вот простая матрица, в которую можно их всех поместить:Бартл сформулировал “правило равновесия игры”, в соответствии с которым в игре должно находиться примерно одинаковое количество представителей всех игровых стилей. Благодаря наличию в игре разных целей для разных людей, многие из них могут достичь своих целей без необходимости вытеснять из игры представителей одного типа и не испытывать бесконечную скуку от того, что все вокруг - такие же, как и он сам.“Киллер” может победить в виртуальном поединке “исследователя”, но он нисколько не расстроится, поскольку узнает что-то новое о об “оружии” и “стратегиях”. “Манчкин” насобирает кучу призов и достигнет запредельного левела, до которому социофилу никогда не добраться, но тот, вместо того, чтобы завидовать, будет щебетать и радоваться его успеху. Полученная типология участников онлайн игр позволила Бартлу сформулировать рекомендации, которые сегодня активно используются в механизмах “геймификации”.Хотите сделать игру интересной для прагматичных манчкинов? - Дайте возможность им зарабатывать бесконечные баллы и “пойнты”, добывать “дроп” в сражениях с монстрами и обменивать продукы охоты и собирательства на дорогой “шмот”. Не жалейте ресурсов на разработку блестящих виртуальных доспехов и ярких бейджей, выдаваемых за достижения. Обязательно вставьте в игру какую-нибудь “пузомерку”, например профайл игрока, в котором можно выставлять на показ достигнутое в игре. Хотите привлечь в игру жизнерадостных социофилов?-Делайте так, чтобы команды в игре добивались больших успехов, чем индивидуалы. Не слишком заморачивайтесь с системой уровней, отделяющих одних игроков от других. Интегрируйте в игровую систему разнообразные средства коммуникации, так, чтобы с их помощью можно было бы перекинуться парой слов (а то и файлов) как со “своими” так и с “чужими”.Хотите порадовать ненасытных исследователей?Делайте игровой мир настолько большим, насколько сможете. Снабдите игру увесистым мануалом, постройте в ней запутанный лабиринт. Если все это будет достаточно развесисто, но содержательно, они сами сделают остальное.Испытываете недостаток в брутальных “киллерах”?Предусмотрите в игре “бои”, “турниры”, “забеги” или любые другие соревнования. Обязательно добавьте систему рейтинга, чтобы было понятно, кто тут самый крутой. Если же вы хотите узнать, какая роль в игре ближе вам самим, почитайте подробнее о типологии Бартла - возможно, вы узнаете и о себе что-то новое. игра игрок типология