Книжка с картинками biarmicus's blog / 03.08.2014 У детских книг особая судьба. Они собираются на протяжении первых десяти - пятнадцати лет жизни их владельца. Потом владелец поступает в институт, переезжает в другой город и, естественно, ему становится не до всех этих “Колобков”, “Котов в сапогах” и “Пятнадцатилетних капитанов”. Книги переходят “по наследству” следующему владельцу - или нескольким владельцам, а в памяти их исконного хозяина они остаются какими-то неясными, расплывчатыми образами. Вряд ли кто-то из нас в семь или в двенадцать лет задумывался о том, кто был иллюстратором книги, в каком издательстве и когда она была выпущена. Книги просто делились на любимые и нелюбимые… А потом куда-то девались и сменялись курсовыми и дипломными, проектными сметами и квартальными отчетами. Сегодня, когда мы читаем на ридерах и мониторах десктопов, телефонах и планшетах, книг в доме становится все меньше. Детская книга - исключение. Она достойна того, чтобы иметь свой цвет, вкус и запах.Счастлив тот, кому довелось собирать детскую библиотеку во второй - а то и в третий и в четвертый раз - уже не в качестве хозяина, а в качестве спонсора проекта - поскольку сам хозяин еще пока только гукает чего-то невразумительное, но уже любит, чтобы ему чего-то почитали на ночь. И вот тут настает пора вспомнить свои детские неясные образы. Почему с одной книжкой был готов спать в обнимку, а другой - панически боялся? Хочется, чтобы хозяину новой библиотеки детских книжек достался не просто Колобок, а “правильный” Колобок. Не просто Карлсон, а.. “тот самый” Карлсон.Полезаем в интернет и начинаем находить те самые связки, благодаря которым одна книжка стала ярким и запоминаемым образом, а другая - осталась стоять на задней полке книжного шкафа. Расскажу о нескольких “своих” связках - автора книги и иллюстратора, которые стали для меня оринтирами. Корней Чуковский - Владимир КонашевичКак я теперь понимаю, именно Конашевичу я должен сказать спасибо за то, что Чуковский у меня был “правильный”. Своей незабвенностью Крокодил и Тараканище, Айболит и Мойдодыр обязаны тому, что детский писатель Чуковский всю жизнь дружил с художником Конашевичем, считая, чтот тот понимает его, как никто другой, и, видимо, писал свои сюрреалистические тексты специально под него. Александр Волков - Леонид ВладимирскийУже во взрослом возрасте я с недоумением для себя обнаружил, что Урфин Джюс из "Волшебника Изумрудного Города" может быть еще каким-то, а не только таким, каким его нарисовал Владимирский. На мой взгляд, иллюстрации Владимирского к циклу книг Волкова - это одно из самых точных попаданий художника в текст в истории детской литературы.Астрид Линдгрен - - Анатолий СавченкоКарлсон Анатолия Савченко - это не просто “тот самый” Карлсон. Это Карлсон в большей степени, чем сам Карлсон в том виде, в какоим его придумала Линдгрен - поганец и провокатор. У “нашего” Карлсона любопытная судьба. Савченко нарисовал его в виде книжного персонажа еще в 1960 году и книжка как-то осталась малозамеченной. Но пришел 1968 год и Карлсон сказал с экрана телевизора голосом Василия Ливанова “но ведь я же еще и талантливый!” - и осталось только взять в руки книжку (ту самую) и ходить с ней по квартире, повторяя голосом Раневской “Милый! Милый!”. Владислав Крапивин - Евгений МедведевВопрос “зачем читать этого абсолютно непонятного Грибоедова со всеми дурацкими проблемами, которые мучают его занудных персонажей, когда есть Крапивин, который - вот оно, про меня, про нас!” не на шутку волновал меня классе в восьмом. Насколько я теперь понимаю, большая заслуга в построении крапвинского мира, где сразу понятно, кто наш, а кто не наш, с кем надо дружить и чем заниматься, когда нету школы - самого романтичного художника нашего книгиздата Евгения Медведева. Братья Стругацкие - Евгений МигуновКаноническим изданием повести "Понедельник начинается в субботу" считается издание 1965 года. Мигунов обильно насытил его цитатами-шаржами на известных людей того времени (чем объясняется, например, поразительное сходство главного героя с гайдаевским Шуриком - Демьяненко). После этого Мигунов еще дважды (!) перерисовывал иллюстрации к “Понедельнику”, однако знатоки при виде шедевра почти пятидесятилетней давности до сих пор восхищенно цыкают зубом.Антуан де Сент-ЭкзюпериЗдесь все понятно. Чтобы нарисовать слона, проглоченного удавом, нужно придумать слона, проглоченного удавом. Такое умел только Антуан - человек и самолет.Г.Х.Андерсен - Владислав ЕркоВсе перечисленные выше книги, их авторы и художники - из моего собственного детства. Но жизнь не останавливается. Проводя, как “спонсор проекта”, поиск в сети интересных связок “автор - иллюстратор”, я обнаружил для себя совершенно фантастического художника Владислава Ерко. С уверенностью могу сказать, что его иллюстрации сказок Андерсена - самые удивительные из тех, которые мне приходилось видеть. Такую книгу не стыдно подарить хозяину новой библиотеки. А какие связки “автор детской книги - ее иллюстратор” дороги вам? Чьи удачные рисунки к детским книгам вы могли бы посоветовать? детская литература иллюстрация книга