Скрапбукинг и блоггер Пушкин biarmicus's blog / 21.11.2011 Проектные методы обучения и альтернативные способы оценивания все активнее входят в образовательную практику. Все чаще (как по делу, так и не по делу) звучит слово "портфолио". Скоро (в 2013 году) пройдет ровно десять лет с того момента, когда тогдашний министр образования В.Филиппов решительно сказал "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы." Портфолио сегодня воспринимается как "писк моды", создавать портфолио считается престижным - и, в связи с этим, мне кажется нужным разобраться с тем, что собой представляет портфолио, откуда они взялись и чего, по большому счету, от них следует ждать. Причем, разбираться, на мой взгляд, нужно издалека.Традиция собирать оттиски изображений, рукописные записи и автографы – все, что как-то характеризует владельца - в одном месте, существует в Европе с пятнадцатого (!) века - еще до возникновения книгопечатания. Выглядело это так. Желающий создать собственную самодельную "книгу" обзаводился сшитой в один том стопкой листов и вставлял в него то, чем считал нужным поделиться с людьми своего круга. В ход шли все доступные в то время "мультимедиа", которые просто наклеивались на белые (отсюда название – "album") страницы рукописной книги. Сильно продвинули практику ведения альбомов путешественники, создававшие в дороге то, что мы сегодня назвали бы "травелогами". Отправляясь в путешествие, было принято не только вести записи, делать зарисовки, но и вклеивать туда гравюры, которые удавалось раздобыть в посещенных городах, листья редких растений и шерсть неведомых животных. С развитием книгопечатания дело сильно продвинулось вперед. Теперь на "блоггеров" эпохи Просвещения начала работать целая индустрия. Рисунки известных художников начали печатать в небольших форматах, для того, чтобы их можно было вклеить в альбом и снабдить соответствующей записью. Предприимчивый голландец Ван Коппеноль в 1691 году заказал для своего альбома гравюру самому Рембрандту. А под гравюрой он собственной рукой вписал стихотворение в собственную честь - ну чем не портфолио?К девятнадцатому веку альбом стал обязательным, а во многих случаях и центральным элементом любого, уважающего себя, светского салона. Причем за несколько десятков лет альбом, как явление культурной жизни, совершил радикальную эволюцию. В 1828 году Павел Яковлев писал в "Записках москвича": "Теперь редко найдете в них выписки из печатного или дурные рисунки цветков и домиков. В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов. Есть альбомы, которые через 50 лет будут дороже целой русской библиотеки". И ведь, действительно, так и произошло. Именно благодаря салонным альбомам до нас дошли многие рисунки Пушкина, записи, сделанные рукой Жуковского, Лермонтова, декабристов.Александр Сергеевич, к слову, чувствовал себя в формате альбома, как рыба в воде. Его талант импровизатора и рисовальщика, помноженные на прижизненную славу гения, делали его великим блоггером в эпоху, когда блогов еще не было.Изобретение и вхождение в массовую практику фотографии к концу девятнадцатого века придало еще один мощный импульс традиции создания альбомов. Теперь в них стали вставлять не только рисунки и надписи, но и фотографии.Искушению вставить в альбом фотографию себя и своих близких оказалось трудно сопротивляться даже таким экзотическим личностям, как Мата Хари.Любопытно то, что сегодня, казалось бы, есть все предпосылки для того, чтобы жанр рукодельного альбома полностью канул в Лету. Средства Web 2.0 позволяют делать в сети все, что можно сделать при помощи бумаги, ножниц и клея. И, тем не менее, жанр этот не только не умирает, а, как оказывается, приобретает новое дыхание! Сегодня он существует под модным названием "скрапбукинг". У него есть целая армия сторонников, вокруг него работает целая индустрия. У него есть свои шедевры, выставки, презентации. И этому можно только радоваться. альбом традиция фотография