Усадьба Петровское как строительный проект А.П.Ганнибала Блог тренера / 01.09.2015 С проектированием заданий в подходе, который называется "обучение вне классной комнаты", мы сталкиваемся не впервые. Опыт организации проекта "Гений места", парковых уроков, уроков в торговом центре, фотоохоты в развалинах монастыря и даже "набегов" всей школой на маленький город - уже есть в нашей копилке. Когда-то даже для семинара в своей школе собрала презентацию.И вот новый вызов - участие в международном лагере мобильных технологий, о котором уже написали в своих постах на Галактике мои коллеги - организаторы Борис Ярмахов (Я вижу чудное мгновенье. День первый, Лагерь мобильных технологий: необходимое оборудование), Марина Ливенец (Пушкиногорье 2015: обучение программированию мобильных приложений), Оксана Петрова Пушкиногорье 2015: дополненная реальность. В нашу задачу (в основном, над разработкой заданий "вне класса" мы работали с моей коллегой Юлией Рачинской, хотя нам помогали и другие учителя из нашей команды, например, Марина Ливенец) входило проектирование заданий в двух усадьбах Пушкиногорья: Петровском и Тригорском...Участники разбились на смешанные разновозрастные команды по 3-5 человек (в каждую команду обязательно входили участники из разных городов), возраст участников - 7-11 класс. И каждый день с утра на протяжении всего недельного лагеря на школьном автобусе Пушкиногорской школы-интерната мы отправлялись в какую-то из усадеб... В первый день это была деревня Бугрово, во второй - Михайловское, а в третий день мы отправились в усадьбу Петровское.Какие учебные задачи ставились при подготовке заданий в Петровском? Функциональное считывание объектов усадьбы и всего усадебного пространства Ориентирование по карте, сторонам света, определение координат объектов по GPS Знакомство с личностью Абрама Петровича Ганнибала, великим прадедом великого поэта Попытка "прочесть" усадьбу Петровское как строительный проект Ганнибала-инженера Знакомство с элементами русской усадьбы 18 века: усадебным домом, флигелем Ганнибала, хозпостройками. Определение архитектурных элементов построек. Знакомство с парком, парковыми "инженерными затеями", другими объектами парка (как природными, так и искусственными) Измерения на местности с использованием подручных средств, определение размеров объектов, которые нельзя измерить непосредственно. Работа с родословным древом Пушкина (его ветвью, нисходящей от Ганнибала), Работа с текстами стихотворений, посвященных А.С.Пушкиным своему прадеду, родным для него местам (родному пепелищу) Творческие задания на креативность и групповую работу. Теперь представьте себе, что все эти задачи нужно попытаться решить во время одной 2-х часовой игры на местности! Важно добавить, что для поиска ответов не требовалось непременно использовать интернет, хотя и никаких запретов тоже не было.... Всю необходимую для решения задания информацию участники получали либо из самого текста задания, либо изучая объекты непосредственно в парке. Ребята также могли задавать вопросы служителям и экскурсоводам, хотя экскурсии во всех трех усадьбах проводились уже после игры. Это было сделано специально, чтобы у участников появились вопросы и мотивация - задать накопившиеся вопросы во время экскурсии.С такого плана усадьбы начинался рабочий лист, с которым работали команды.Покажем несколько заданий нашего рабочего листа, созданного для игры в Петровском. Учитывая неподготовленность участников, точнее сказать, среднюю подготовленность, (например, для многих ребят - участников из Эстонии это был вообще первый опыт посещения каких-либо мест в России), мы составляли задания на работу с текстом таким образом, чтобы они оказались посильными даже для самых младших участников. А старшие могли проявить себя в каких-то других заданиях...Конечно, мы могли просто дать сплошной текст, знакомящий ребят с краткой информацией о Ганнибале. Но мы сделали это иначе - в виде текста с пропусками, в который нужно было вставить слова из "банка".Еще одно задание начала игры, настраивающее участников на определенную тематику:Для "прочтения" конструкции господского дома ребятам не нужна была картинка, они могли рассматривать дом непосредственно.Еще одно задание, опирающееся на предыдущее, но другое, новое, связанное с фиксацией совпадающих элементов декора у трех разных строений усадьбы в Петровском. Фрагмент задания, выполненного одной из команд. В этот раз мы добавили несколько математических заданий в наши рабочие листы. Это было обусловлено, с одной стороны, общей - инженерной - темой. Напомню, наш рабочий лист назывался "Усадьба Петровское как строительный проект Абрама Петровича Ганнибала". С другой стороны, задания на математические вычисления или определение геометрических фигур, как в задании ниже, редки в такого типа играх. Ребята воспринимают необходимость вычислений как серьезный вызов, что подтвердилось во время выполнения заданий с флигелем, построенном Абрамом Ганнибалом для своей семьи - жены и детей. Вот первая часть математического задания, состоящего из трех частей.Третья, вычислительная, часть задания, выполнявшегося около флигеля:Борис тайно записал видео Еще одно "вычислительное" задание было связано с дорожками роскошного усадебного парка, по всем приметам подходящего под определение французского, в чем не ошиблась, кстати, ни одна из команд, отнеся его к регулярным паркам.Задание с родословным древом: каждая команда получила конверт с наклейками, на которых были обозначены имена и даты жизни ближайших предков и наследников А.С.Пушкина. Если кому-то из читателей покажется, что задание это легкое, сообщим, что при первом "раскладывании" карточек Наталья Николаевна Гончарова угодила в дочери Александра Сергеевича История с вязами Ганнибала Помимо общих заданий на рабочих листах, которые, кстати, заполнялись ребятами в двух вариантах: на бумаге (удобно, бумага не бликует), и на планшете, в Google-документе (в офлайн-режиме), было у каждой команды и свое особое, индивидуальное, задание. Мы, организаторы, наметили в Петровском парке 6 важных объектов, информацию о котором каждая из групп собирала "в поле". Объекты были разные: кому-то достался господский дом, а кому-то вязы Ганнибала. Те самые, которых, согласно всем путеводителям, осталось всего два. И которые, по преданию, сажал сам Ганнибал. Нужно было найти эти объекты в парке, сфотографировать, снять координаты, и ответить на заранее составленные вопросы. Последние мы определили как исследовательские, поскольку на месте, без интернета можно было лишь выдвигать гипотезы, отвечая на них. После возвращения в школу, при работе с программой дополненной реальности Layar (см. подробнее здесь), ученики могли сверить свои версии ответов с результатами поиска в Сети.Так вот... Оказывается, последний вяз погиб ровно за месяц до нашей экспедиции. Ни мы, составители, ни ребята этого знать нем могли - об этом поведал нам местный экскурсовод. Вот такая вышла незадача Но ничего, у команды был дополнительный объект - Ганнибалов камень, а с ним связана красивая и короткая притча: "черный арап сидел на черном камне и думал свои черные мысли". Ее участники тут же и обыграли, сделав снимки, которые потом оказались прекрасным подспорьем при разработке приложений в App Inventor (подробнее здесь).Та команда, которая не нашла своего объекта в виде последнего погибшего вяза Ганнибала, тем не менее, оказалась очень креативной в определении возраста старых деревьев парка (с использованием подРУЧНЫХ средств). Вот так:Заполненный рабочий лист одной из команд.Продолжение следует...Посты по темеОбучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?Побег из классной комнатыПобег из классной комнаты. Изменение оргформОбучение вне стен классной комнаты. "Гений места". СопроектированиеПодробнее о проекте "Гений места"Побег из классной комнаты: урок в торговом центреКласс без стен или можно ли учиться в школьном коридоре?Парковый урок 2.0: откуда берутся идеи?Парковый урок 2.0: собираем идеи, как его развивать!Парковый урок 2.0: Фотоохота в маленьком эстонском городкеФотоохота в развалинах монастыря БригитыПроект "Незнайка" как пример общешкольной образовательной игрыПарковый урок: работа с несплошным текстомПарковый урок: фоторепортаж как учебная деятельность моблильные технологии обучение вне класса