Не зажечь ли нам лучину? Блог редактора / 28.01.2015 На днях-таки дошла я до музея, который входит в топ 20 лучших музеев Москвы, имеет уникальные семейные и детские программы, получавшие награды фестивалей и конкурсов разных лет – это музей «Огни Москвы».Хотела бы обратить внимание на несколько моментов, которые можно использовать как в школьном музее при разработке экскурсий, так и на уроке, на внеклассных мероприятиях.Непривычные ощущения. Когда каждый день приходишь в дом или класс, где все, как всегда, притупляется острота восприятия окружающего. А вы попробуйте периодически переставлять мебель. Даже незначительная перестановка даст новый импульс в настроении присутствия. Свет также меняет отношение к происходящему, например, в классе: свет только в районе доски - общий свет - точечный свет фонарика...Когда мы вошли в первый зал музея, то нас пригласили перенестись в 17 век (здание музея – бывшие палаты Протопопова, построенные в конце 17 века). Музей - как музей: экспонаты, витрины... И вдруг свет выключился, а экскурсовод стала зажигать лучину. Маленькое отступление. В процессе экскурсии зажигалась свеча, выбивались искры кресалом, - процесс разжигания огня занимал минуту-другую. Это время проходило в ожидании появления огня. И мозг, и руки были сосредоточены на этом действии. И тут я поняла, что это ощущение, привычное ранее, стало все реже возникать у современного жителя мегаполиса. Проходя по коридору, и думая о чем-то своем, мы механически щелкаем по выключателю – загорается свет. Мы выполняем все больше действий «с параллельными мыслями», «на автомате». Асинхронность физического и интеллектуального ведет к быстрой утомляемости, информационной перенасыщенности и нервным расстройствам. Но это я так, не утверждая – размышляя... Наверняка, психологи работают над этой темой. Почитать бы... Переход из света в темноту и обратно, присутствие в разноосвещенных помещениях, смена: слушаю/смотрю/делаю – все это давало силы внимать монолог экскурсовода даже детям дошкольного возраста.Право слова. Много раз наблюдала, как оживляется человек из любой группы, когда спрашивается его мнение, когда его воспоминания становятся дополнением/продолжением общего рассказа. Когда говорили о керосиновых и газовых уличных фонарях, я озвучила, что мой прадед работал в Москве фонарщиком в 1909-1910 году. А знаю я это, потому что оставил он нам свой дневник, который я оцифровала. Маленькое отступление. Интернет дает возможность школьным музеям, тематическим сетевым проектам собирать разные источники разных свидетелей. Было время, наблюдали «консервацию» экспозиции: собрали – смотрите. Но ведь есть возможность искать, исследовать, дополнять, обмениваться. Пример из прошлого: Историко-краеведческий музей «Военной истории» школы №31 г. Бийска, Алтайский край, ищет адреса музеев, у которых есть информация по Герою Советского Союза А.В.Спекову. Музей вычислительной техники. (МОУ «Желанновская средняя общеобразовательная школа», Омская обл.) ищет единомышленников, тех кому интересна история развития вычислительной техники. Межшкольный музей юнг г. Владивостока. Школа №17. Ведется поиск информации о Вите Захарове. Будем рады откликам. Школьный музей Боевой Славы 167-й Сумско-Киевской дважды Краснознаменной стрелковой дивизии (г. Сумы, Украина) просит откликнуться всех, кто интересуется боевым путем этой дивизии и судьбами ее солдат. Вороновская средняя школа Подольского района Московской Области, разрабатывая тему «Литературное краеведение: поэтесса пушкинской поры Евдокия Ростопчина», приглашает к сотрудничеству учителей и учеников школ, занимающихся этой проблемой. Мультимедиа. Небольшой мультфильм про электрификацию в середине экскурсии дал возможность посидеть, отдохнуть, расслабиться, чтобы затем с новыми силами и настроением получить следующую порцию информации.Урок. Очень много было озвучено вещей, которые мы когда-то проходили в школе, но гораздо интереснее. Кроме того, в музее проходят специальные программы: «Что такое свет?» (4-6 классы). Изучение природы и свойств света проходит с помощью различных интересных опытов. «Добывание огня» (1-5 классы). История добывания и сохранения огня в древности. «Лампа накаливания - знакомая незнакомка» (6-11 классы). На занятии ребята смогут узнать, какие препятствия пришлось преодолеть изобретателям на протяжении столетия, чтобы усовершенствовать лампу накаливания. Во время занятия дети примут участие в нескольких экспериментах, главным из которых станет создание электрической лампочки. «Люминесценция, или волшебное свечение» (8-11 классы). На занятии можно познакомиться с разными видами люминесценции. Узнать, что такое люминофоры и в каких областях они применяются. Все желающие могут порисовать светящимися красками и невидимыми фломастерами. И другие. Уверена, что многие музеи, находящиеся рядом с вами, проводят не менее интересные программы, соответствующие школьной программе. Будет интересно, если поделитесь профессиональным взглядом на такие мероприятия.Развитие. Недоговоренность, интрига – это то, что подстегивает к самостоятельному исследованию вопроса. Например, на экскурсии, конечно, говорилось о П.Н.Яблочкове, Т.Эдисоне, а вот личность Александра Николаевича Лодыгина была представлена таким образом, что, придя домой, я и сама посмотрела-почитала о нем, и всех домашних «заразила» разговорами о нем и о его вкладе в развитие науки.Эксклюзивность. «Только сейчас. Только для Вас!» - эти слова придают особый шарм происходящему в дальнейшем. Я, например, бережно храню в памяти моменты, когда учитель говорил: «специально для тебя/для вашего класса я нашла/принесла/подготовила», но это были единичные эпизоды... А на экскурсии специально для нашей группы была отперта небольшая дверь, ведущая на чердак, и мы увидели лестницу, времен стольника И.И.Протопопова, ведущую на третий, деревянный этаж. Высокие ступени, узкий проход, манящий в темноту прошлого.... Так рождаются темы для литературных и художественных конкурсов.Мне понравилось, что тема музея не закончилась для меня с выходом из его стен. Создано настроение «ненавязчивой любознательности», продолжающееся в буднях. Не это ли «сила искусства»? (фото из экспозиции музея "Огни Москвы" можно посмотреть здесь).P.S. Придумалось...К 70-летию Победы. Музейный материал для исследовательского мини-проекта.Из воспоминаний. 20 января 1943 года москвич Л.Бронтман записал в дневнике:"Тяжело и со светом. Все дома посажены на жесткий лимит. Мне принесли сначала на 9 гектоватт в сутки (на 4 комнаты). После домогательств увеличили до 14. Еле-еле хватает на 16–25 свечную лампу на 3–4 часа света в сутки. У нас не горит свет в ванной, кухне, уборной — и то еле-еле влазим (лампочки перегорели, а новых не продают), в типографии лампочки воруют, поэтому по окончании номера их вывинчивают со столов толлера. За пережог москвичами лимита — штраф в 10-ти кратном размере и выключают окончательно. Сейчас еще добавилось выключение группы наших домов на 2–3 часа в сутки (с 6 до 8–9 утра). Так и повсюду в Москве."Исследование "От фонаря"Был ли карбидный фонарь на велосипеде у К.Циолковского? У Л.Толстого?В каких литературных произведениях упоминался велосипедный фонарь на карбиде?Почему первые пензенские велосипеды продавались в аптекарском магазине?Нашлось...Интернет-музей керосиновых лампКраеведческий портал "Пензенские хроники" музей музейная педагогика огни москвы свет фонарь