Раз, два ...начинается игра. В поисках потерянного времени лисичка's blog / 05.02.2016 — Что ты хочешь? — Я хочу убить время. — Время очень не любит, когда его убивают. Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» Как и обещала, расскажу об игре «В поисках потерянного времени», которая была проведена в 4 классе в рамках урока обобщения раздела по литературному чтению «Делу время - потехе час!». К нам присоединились и ребята 5 класса с учителем информатики Юрьевой Натальей Юрьевной. Можно ли отнести созданное к популярной квест – технологии - спорно, но можно.В последнее время стало модно включать в образовательный процесс подобные формы, а вот оправдано ли? Думаю, да, особенно полезно на заключительных этапах изучения учебной темы. Проверено! Если говорить о мотивации у ребят, то она зашкаливает по сравнению с обычным уроком. Даже те, кто и не подозревал в себе задатков лидера, проявляют свои таланты… По своей структуре квест можно сравнить с конструктором, который собирается из отдельных взаимосвязанных деталей и выстраивается в единое логически целостное действо. С точки зрения организации: всё необходимо продумать до мелочей, чётко и насыщенно спланировать увлекательную поисковую деятельность, в ходе которой будут решены учебные задачи и не только. Данная форма деятельности позволяет выйти за пределы учебного материала. При использовании различных приёмов и информационных ресурсов квест раскрывает перспективы для реализации коммуникативной компетенции, активизации критического мышления, создания условий для расширения дополнительных возможностей для самореализации.Замечу, игра была организована как форма учебного занятия, которое превратилось в занятие с метапредметным особенностями. Центральной темой для рассмотрения и исследования стало понятие - «время». Вы скажете: замахнулись, ведь категория времени - сложна, но мы всё же попытались представить это понятие и взглянуть на него с разных ракурсов.Давно зрела идея провести что-то, подобное квесту, но как-то не складывалось в силу ряда причин. А здесь сошлось: тема, настрой, вдохновение! Началась подготовка, на которую было затрачено достаточно много сил. Вспомнила игры и затеи в детском лагере, в которые с удовольствием включалась, будучи активисткой и пионеркой: «Поиск знамени», «День шутки и фантазии», «Зарница», «Экологические тропы» и многое другое… Отличное время было!Учла возможности собственных ребят, привлекла информационные возможности и, конечно, «включила» фантазию! Обо всём по порядку. Заранее, путём тайного голосования, выбрали капитанов, которые сформировали свои команды, поочерёдно пополняя состав. Примечание: отличный приём, который позволит сформировать сбалансированные по силам группы, с точки зрения психологии позволит посмотреть на взаимоотношения внутри класса и групп.Квест включил нескольких этапов. Первый из них - вводный. В рамках его совместно обговорили правила, познакомились со стартовой презентацией, сформулировали вопросы, формирующие задачи игры. Не обошлись без сказочного персонажа, учитывая возраст, Хранителя времени, который обратился к командам за помощью в поисках шкатулки времени. Сразу опережу события и открою секрет, шкатулка нашлась, только она была пуста. Почему? Кстати, на каждом этапе в командах были свои Хранители времени, которые отслеживали временные интервалы и оценивали запас времени для выполнения заданий. Другие роли в команде были распределены в спорах, потому что приходилось договариваться и оценивать собственные возможности. Предусматривалось, что на каждом этапе команды добывали артефакты, которые помогли им в выполнении последнего задания. Приоткрою завесу, в завершении игры ребята должны были создать из собранных предметов, на основе полученных впечатлений, коллективную стенгазету «Мы и время», провести её мини-защиту.Возвращаюсь к началу квеста. На столах у команд оказался белый лист, который должен был раскрыть тайну первой остановки нашего путешествия. Но как белый лист нам о чём-либо может рассказать? Тишина. Обсуждение. Мысль. Идеи. А для чего банка с красками к этому листу?Кто-то взял кисточку и стал покрывать лист красками, и проявилось слово - «музей». Маленький, вроде бы избитый «фокус» со свечой - но и он сработал на благо!Итак, первый этап «В музеях хранятся…», именно там мы можем познакомиться с предметами, которые могут нам поведать о своём времени. В руках у участников команд маршрутные оценочные листы, где делаются отметки об этапах, осуществляется самооценка и оценка экспертов.В музее ребятам было предложено по описанию предмета обнаружить экспонат, рассказать немного о нём в контексте понятия «время». В качестве экспонатов выступили: прялка, патефон, сундук. Рядом с этими предметами участники обнаружили QR-коды. В дело вступили технические помощники капитанов, которые умело орудуя смартфонами, считывали информацию. Есть! Но… опять загадка: отрывок из литературного произведения. Делаем предположения: во-первых, скорей всего следующий этап – библиотека;во - вторых, надо определить, из какого произведения строки, отыскав нужную книгу, обнаружим ключ к следующему заданию.- Быстрей, время поджимает! Бежим! Я бегу наравне со своими следопытами, забыв про усталость!Вот и библиотека, надо вспомнить, как осуществить поиск нужного произведения в библиотеке. Снова проблема: кто же автор? Воспользовались подсказками от библиотекаря, а в обмен потребовались ответы на вопросы:Как связаны эти произведения с нашей темой игры? Какие произведения ещё можно назвать? Были ли литераторы, которые опередили своё время?Книги найдены («Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова, повесть Памелы Трэверс «Мэри Поппинс»), а в них части пословиц, которые необходимо собрать в единое целое. Только так можно было получить высказывание об истории, которое переместило нас на следующую ступеньку игры, затрагивающую плоскость «Время, личность, история». Этап «Посох времени», который предусматривал работу над вопросом:Кто они - «люди своего времени»?Задание: узнать историческую личность по описанию, соотнесение с портретами, а также практическая работа с лентой времени. Трудностей возникло много, но воспользовались информационными ресурсами. Позади трудный этап, куда двигаться дальше? Отгадка ребуса приводит нас в кабинет математики, этап «Время - величина». Логические задачи, задания с единицами времени… двигаемся дальше. Последний полученный ответ-8. Перевернём её, получим знак бесконечности. А бесконечно ли время? Время нашей игры нет, поэтому нам ещё необходимо успеть ответить на вопросы онлайн-викторины «Пространство и время», кто пошустрей - заглядывал в поисковик.Потом, когда ребята трудились над газетами, о которых я рассказала вначале, наша задача (организаторов игры) заключалась в оценке работ команд. Комментарии, награды всем участникам. Игра завершилась, выводы сделаны, но эмоции ещё кипят. Мультфильм напоследок-лучшее вознаграждение, тем более, он также связан с темой квеста.Можно выдохнуть, но расслабляться не стоит, потому что дети уже ожидают следующих увлекательных и познавательных мероприятий. Статьи, которые показались мне занятными10 умопомрачительных попыток объяснить, что такое времяЧто такое время?Видео "Знаем ли мы, что такое время?" время игра квест начальная школа