Мастер-класс как спектакль Teleskop's Блог / 18.09.2016 Вчера посчастливилось побывать на мероприятии, великолепно задуманном и артистично исполненном. В школе Артека мастер-класс по литературе проводила Наталья Сергеевна Тихонова. Её занятие можно сравнить с талантливо поставленным и сыгранным спектаклем, в котором средства воплощения органично соответствуют изначальному замыслу.Наталья Сергеевна - учитель русского языка и литературы города Воронежа, лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года - 2001", участник жюри всероссийского конкурса «Учитель года» 2006 — 2015 г.г., участник жюри всероссийского конкурса молодых педагогов «Дебют», кандидат филологических наук.Наталья Сергеевна востребована как мобильный учитель. "Мобильный учитель" - проект школы "Гармония" г. Ижевска. Тихонова преподаёт в Интеллект-школе «Корифей плюс» г. Екатеринбурга.На мастер-классе Наталья Николаевна делилась методическими приёмами анализа литературных текстов в единстве содержания и формы. По существу она показывала, как можно обращаться к душе и чувствам ребёнка. Педагогическое кредо Тихоновой: Удивлять! Наталья Сергеевна в полной мере верна своему кредо. Её занятия удивляют и увлекают, завораживают и заряжают. Она изумительно эмоционально и выразительно читает стихи. А потом приглашает аудиторию к тонкому и глубокому анализу прочитанного. Приглашает в такой форме, что невозможно отказаться и не включиться в размышления. У нас была возможность в этом убедиться на примере анализа первого опубликованного стихотворения Вдадимира Маяковского «Ночь» (1912).Багровый и белый отброшен и скомкан,в зеленый бросали горстями дукаты,а черным ладоням сбежавшихся оконраздали горящие желтые карты.Бульварам и площади было не странноувидеть на зданиях синие тоги.И раньше бегущим, как желтые раны,огни обручали браслетами ноги.Толпа — пестрошерстая быстрая кошка —плыла, изгибаясь, дверями влекома;каждый хотел протащить хоть немножкогромаду из смеха отлитого кома.Я, чувствуя платья зовущие лапы,в глаза им улыбку протиснул, пугаяударами в жесть, хохотали арапы,над лбом расцветивши крыло попугая.Мы все вместе старались разгадать поэтический ребус раннего Маяковского. Подсказками стали цвета, использованные в стихотворении, среди которых белый символизирует день, багровый – закат, зелёный – сукно игорного стола. Наталья Сергеевна предлагает старшеклассникам передать свои настроения и впечатления от содержания произведения с помощью аппликации, составленной из цветных геометрических фигур. Затем ученики представляют свою работу одноклассникам. Происходит обсуждение и комментирование возникших образов и появляется уже вербальное выражение ощущений от прочитанного. Суть использования этого приёма состоит в раскрепощении и избавлении на первом этапе от страха и неумения формулировать и выражать свои впечатления. В общении с произведением искусства у подростков, да и у нас – взрослых, возникают переживания и ощущения, которые трудно сформулировать словами. Изображение этих неясных, смутных ощущений именно в абстрактном виде с помощью цветного геометрического коллажа приводит к осознанию своего переживания, прояснению смысла. Абстракция предлагает необозримое и неисчислимое количество вариантов и способов изображения, они зависят только от внутреннего богатства воображения художника. В результате появляются образы, слова, метафоры, которые затем составят основу сочинения или эссе. Ещё один эффективный приём от Натальи Сергеевны. Каждому ученику в классе предлагается назвать всего одно слово, наиболее ёмко, по его мнению, передающее смысл литературного произведения. Повторяться нельзя.Нам для примера было предложено назвать ключевое слово романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Прозвучало:ВераДоброЗлоВластьВыборКазньТворчествоЛюбовь …Далее ученикам предлагается написать сочинение о произведении, используя слова из списка. При столь нетривиальном подходе учителя вряд ли ученикам удастся скачать готовое шаблонное сочинение из интернета, а вот шанс научиться думать и выражать свои мысли и чувства точно появляется. Один из постулатов Натальи Сергеевны заключался в следующем. Неправильно, если на уроках литературы учеников учат только определениям литературоведческих терминов для сдачи ЕГЭ. Гораздо важнее воспитать чутких и вдумчивых читателей, желающих и способных воспринимать и понимать Слово.Посты об АртекеКинопутешествие по АртекуАртек. Школа открытий. Первое сентябряМастер-класс от учителя годаАртек. Экономический СОМАртек. Биологический СОММастер-класс как спектакльМастер-классы «Другой школы» Артек литература мастер-класс метафора