Законы Мерфи для хакатона. Часть I Teleskop's Блог / 06.07.2016 В своём блоге рассказывала, как по итогам работы нашего код-класса, мы провели хакатон по разработке мобильных приложений в среде Аpp Inventor и хакатон по сборке устройства на базе Arduino. Оба отчёта имеют довольно высокий рейтинг и получили заинтересованные отклики коллег. Полагаю, будет интересно сделать иронически-методический обзор проведённых мероприятий и выделить существенные аспекты их подготовки. Я не претендую на роль "поучающего гуру", поэтому добавила в анализ немного самоиронии. Кстати пришлись афоризмы из книги Артура Блоха «Законы Мерфи».Подготовительный этапХороший план сегодня лучше безупречного завтра.Из книги «Законы Мерфи»В 2015-2016 учебном году мы стали участниками движения "Код-Класс" в рамках проекта "Твой курс: ИТ для молодежи". В рамках Фестиваля руководители клубов Код-класс имели возможность подать заявку на поддержку летних инициатив. Я воспользовалась этой счастливой возможностью, чтобы получить материальную и методическую поддержку для проведения летнего интенсивного курса по робототехнике для студентов колледжа. Была проведена неделя интенсивных занятий обучения основам работы с микроконтроллером Arduino и освоению целого ряда программных продуктов для программирования платы и проектирования схем. Так как для создания проектов использовались наборы «Матрёшка Z» от Амперки, то основным дидактическим материалом стали уроки на портале Амперка. Отмечу их высокое качество и продуманность.Тема "Робототехника на базе Arduino" - актуальная и перспективная для проектной деятельности. Плюс студенты на курсе подобрались способные и мотивированные. Видимо, звёзды сошлись и всё совпало наилучшим образом. В результате группа студентов за считанные дни прошла стремительный путь от дилетантов, которые впервые услышали слово "Arduino", до разработчиков своих устройств.Инструментарий разработкиЗакон Хеопса. Ничто никогда не строится в срок и в пределах сметы.Из книги «Законы Мерфи»Следует заранее подготовить место проведения хакатона. Проверить и настроить оборудование, установить требуемое ПО.Необходимое аппаратное обеспечение Робототехнические наборы "Матрёшка Z на базе микроконтроллера Arduino Uno и ряд дополнительных комплектующих. Ноутбуки, подключённые к интернету. Смартфоны и планшеты. Используемое программное обеспечение Arduino IDE – интегрированная среда разработки Arduino. Программирование ведется целиком через собственную программную оболочку (IDE), бесплатно доступную на сайте Arduino. В этой оболочке имеется текстовый редактор, менеджер проектов, препроцессор, компилятор и инструменты для загрузки программы в микроконтроллер. Язык программирования Arduino является стандартным C++ (используется компилятор AVR-GCC) с некоторыми особенностями.Сайт https://www.arduino.cc/en/main/Software Аpp Inventor – онлайн-среда разработки приложений для Android. Построение программ осуществляется полностью в визуальном режиме с использованием перетаскиваемых блоков программного кода. для работы с MIT App Inventor требуется наличие аккаунта Google.Сайт http://ai2.appinventor.mit.edu/ MIT AI2 Companion App - приложение для Android-телефонов и планшетов, позволяющее синхронизировать Ваше устройство с MIT App Inventor и тестировать разрабатываемые приложения в режиме реального времени. Сайт https://play.google.com/store/apps/details?...or.aicompanion3 123D Circuits - веб-приложение с имитацией платформы Arduino, которое позволяет в визуальном режиме прямо из браузера редактировать код и строить схемы без паяльника и проводов. Сайт https://circuits.io/ Fritzing — это программа с открытым кодом, разработанная для того, чтобы облегчить процесс прототипирования проектов на базе популярных платформ: Arduino, Raspberry Pi и многих других.Сайт http://fritzing.org/home/ Электронный офис. Требуются приложения для подготовки отчётов и презентаций. Выбор тем для проектовНет невыполнимой работы для человека, который не обязан делать её сам.Из книги «Законы Мерфи»На хакатоне командам было предложено задание по сборке устройства из комплектующих робототехнического набора "Матрёшка Z" на базе микроконтроллера Arduino Uno. Многие ребята не только впервые занимались робототехникой, но даже первый раз услышали о микроконтроллерах Arduino. Поэтому я, как педагогог-организатор, ставила цель продемонстрировать студентам и зрителям как можно больший диапазон возможностей Arduino. Принципиально важной задачей являлось также освоение инновационной технологии создания проектов в связке Arduino & App Inventor. Исходя из этих соображений популяризации робототехники и программирования среди молодёжи, я не стала ограничивать выбор проектов узкой тематикой. В результате были воплощены разноплановые проекты: умная кормушка, светофор, машинка, музыкальный звонок, вольтметр, вентилятор и др.В дальнейшем для более опытных и искушённых участников можно сузить выбор тем проектов, сосредоточившись на конкретной технологии или ситуационной тематике. Например:Устройства управляемые со смартфона (пример 1, пример 2).Полезные ископаемые для робототехники (пример 1, пример 2).Умный город (светофор, блютуз-машинка, освещение улиц и т.п.).Каникулы в школе (устройства полива, сигнализация и т.п.).Темы проектов могут предварительно подготавливаться педагогом или каждой командой самостоятельно. Оба эти способа имеют свои преимущества и недостатки. Подготовить перечень тем проектов самому педагогу, конечно, надёжнее. Но тогда может пропасть элемент юношеской креативности. Ребятам нужно больше доверять. Иногда они способны придумать свежее и оригинальное решение, которое не придёт в голову взрослому. В то же время есть риск, что если команды выбирают темы самостоятельно, то темы будут повторяться и дублировать друг друга. Мы попробовали ещё один способ - мозговой штурм. Команды предлагали варианты проектов, а я, как модератор дискуссии, старалась уловить ценные идеи и распределить темы проектов. Формирование командЭффективность совещания обратно пропорциональна числу участников и затраченному времени.Из книги «Законы Мерфи»Команды формировались добровольно, исходя из личных предпочтений самих ребят. Непременное условие – ограничение по количеству участников. Для школьных и студенческих проектов мне кажется оптимальным количеством 2-3 человека в команде. Успеть подготовить проект в одиночку в условиях жёсткого цейтнота практически нереально. При формировании команд с большим числом участников начинаются «разброд и шатания». Или в группе долго спорят, пытаясь прийти к общему мнению. Или кто-то выпадает из процесса, не имея возможности проявить себя. Сроки выполненияЧтобы определить, сколько времени потребует работа, возьмите время, которое, по-вашему, на нее необходимо, умножьте на два и замените единицы измерения на единицы более высокого порядка. Например, выделяем два дня на одночасовую работу.Из книги «Законы Мерфи»На хакатон было отведено три дня по 4 часа. Два дня - на разработку и третий день - на публичное представление проектов. В действительности получилось, что скорость работы у всех разная. Кто-то справился с заданием быстро, а кто-то замешкался. Чтобы не было простоев и сбавления ритма, на организатора ложится задача корректировать работу команд по ходу дела. Быстрым и ловким предложить направления для усовершенствования проекта. «Зависшим» командам помочь разобраться с ошибкой. На время проведения хакатона педагогу желательно найти ассистентов, которые способны проконсультировать команды или помочь решить технические и организационные трудности.ПродолжениеМатериалы по темеКак мы хакатон проводилиКак мы второй раз хакатон проводилиArduino & App Inventor. От винта!Добыча полезных ископаемых для робототехники. Кулер123D Circuits Autodesk. Робототехника без трат и платЗаконы Мерфи для хакатона. Часть II App Inventor arduino Код-класс хакатон