Майские праздники в обществе "мёртвых поэтов" chuchamucha's blog / 05.05.2014 Четыре выходных подряд – это здорово и, в то же время, мучительно долго. На третий я не находила места. Вроде бы пописала сценарий к Последнему Звонку, нагулялась с сыном, находились по гостям… Посмотреть бы что-то… Вспомнилось, как с месяц назад по пути на работу встретила ученицу, мы с ней разговорились обо всяких изюминках, которые могли бы оживить урок, привела ей пару-тройку примеров, на что она посоветовала мне посмотреть две картины – «Хористы» и «Общество мёртвых поэтов», сказав, что они как раз в духе нашего разговора. Фильмы не новые, как так сталось, что я их не смотрела? Нет, безусловно, я не смотрела сотни стоящих вещей, но Top 250 на Кинопоиске, казалось, знала наизусть. Ан нет. Вот они майские праздники, самое время исправить недоразумение. В этом посте мне хотелось бы написать об «Обществе мёртвых поэтов», вернее о моем учительско-ученическом видении этой драмы. Смотрела ее на английском языке, потому как готовилась к майским урокам, на которых обещала ученикам показать что-то стоящее. Итак, я скачала фильм в отличном качестве, попутно в поиске всплыли два документа: в первом – список слов и выражений из фильма и их интерпретация на английском, во втором – всевозможные упражнения, которым я несказанно обрадовалась. После просмотра, решила составить список того, что меня особенно впечатлило в учителе, блестяще сыгранном Робином Уильямсом, учениках и собственно учебном заведении: 4 постулата колледжа, озвученных в самом начале всеми учениками хором: Традиции. Честь. Дисциплина. Совершенство. Эффектная сцена. В преддверие Последнего Звонка и возможного статуса лицея, подумала, почему бы нечто подобное не сделать девизом школы или же частью определенной церемонии, например, Праздника чествования одаренных детей школы «Ключевая фигура». Первая встреча учителя с классом. Впечатлила возможно потому, что на будущий год вновь начинаю 10-летний круг работы с второклассниками (кстати вы задумывались, что именно учитель иностранного работает со своими учениками дольше остальных предметников?). Так вот, во время первой встречи профессор Китинг крайне нестандартно начинает урок английской словесности, а именно приглашает класс выйти в коридор, где он произносит крылатое латинское выражение carpe diem (=лови момент) кстати, поставленное на 95-е место в списке ста самых выдающихся киноцитат Американского института кино. Думаю, здорово задать тон общения одной фразой, которую можно будет пронести через все наши 10 лет изучения языка. В голове на этот счет пока полный хаос. Но к 1 сентября фраза должна быть сформулирована. Неплохо бы ей заканчивать каждый из 918 уроков. Обращение к учителю. На первом занятии профессор просит учеников обращаться к нему как мой капитан. Так и вспомнилось, как в начальной школе ребята звали меня Miss Chatter (Болтушка), согласно предложению УМК Биболетовой. Работа с учебником. «Вырывайте страницу! Вырывайте!» - призывает мистер Китинг, тем самым предлагая ученикам мыслить не по шаблону. Размышляю, применимо ли подобно к учебнику английского? Пока не вижу как. Зато тут же вырисовывается «Вклейте! Вклейте это между пятой и шестой страницей!», например, раздаточный материал – таблицу, стихотворение, цитату, которые дополнят урок. Тем самым учитель предлагает ребятам стать соавторами учебника, возможно в качестве домашнего задания. В этой же сцене интересен и вариант графического оценивания потенциала стихотворения. Жаль, что профессор «отмёл» его (думаю, критериев недостаточно). Центр урока. Привлекает умение учителя создавать комфортные мизансцены урока здесь, а также эпизодом ранее и на следующем занятии: учитель присел между рядами, ученики вокруг него, учитель стоит позади класса и нашептывает в спины, учитель забирается на свой стол и предлагает ученикам последовать его примеру, чтобы они научились смотреть на вещи с разных ракурсов. Связь литераторы с жизнью. Нельзя не упомянуть, насколько виртуозно, при этом ненавязчиво, профессор Китинг указывает на связь литературы с другими аспектами жизни, имея подходящую цитату из поэзии на все случаи, как, например: «Пьеса жизни еще не кончилась. И ты, быть может, впишешь свою строку.» А после звучит проблемный вопрос: «Какую строку впишешь ты?» Нетривиальный взгляд на авторов, на вещи, на жизнь. Выигрышно иметь за пазухой козырь, например, знать не самый популярный сонет Шекспира, о котором твои ученики и не слышали, или предложить свой вариант основной цели развития языка, а именно «чтобы соблазнять женщин». Формы проведения урока. На одном из занятий капитан выводит класс в поле, где, практикуя удар по мячу, каждый ученик читал, нет, !орал! соответствующие строки из стихотворений, заранее подготовленные и выданные учителем. Тем самым, профессор незатейливо пытался помочь каждому побороть свои страхи и поработать над слабыми сторонами. Вот тут мне видится финальный урок в 11-х: урок в школьном дворе, с музыкой, как и в фильме, и тоже с заранее нарезанными бумажками с советами/пожеланиями (возможно в стихотворной форме). И еще одна сцена из фильма, когда ученики маршируют в школьном дворе. Тоже нашла ей своё применение: почему бы таким же образом не выйти на улицу и не почеканить шаг? Например, практикуя неправильные глаголы (по глаголу на шаг). Ну и финальная сцена... Пересматривать и еще раз пересматривать. P.S. Carpe diem. Не упустила ли я свой момент? Фильм идеи