Изучение Scratch на занятиях по информатике в начальной школе slau's blog / 22.09.2014 Начну с того, что в среду программирования Scratch влюбилась уже давно и с первого взгляда. А вот на уроках информатики её стала применять не сразу, ведь приходится придерживаться примерной программы и учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Три года назад в нашей школе уроки информатики из школьного компонента перевели в число занятий группы продлённого дня. Так как программу для занятий в этой группе я могу составить сама и утвердить её на методическом объединении, есть возможность развернуться… О пользе развития алгоритмического мышления в начальной школе написано и говорено очень много. Вспомним, например, курс «Информатика в играх и задачах» Горячева А. В., который практиковали многие мои коллеги. Этот курс на 50 % посвящён развитию умения составлять алгоритмы различной степени сложности. Один из самых популярных курсов начальной школы Матвеевой Н. В., развивающий общую компьютерную грамотность и немного логику, алгоритмики не содержит, что, на мой взгляд, не верно. В нашей школе ребята начинают изучать информатику в первом классе. А со средой программирования Scratch знакомятся в последней четверти третьего класса. В четвёртом классе ребята изучают Word, Publisher, PowerPoint, Интернет и возвращаются к программированию в Scratch только в конце учебного года. Начинаем изучение Scratch с достаточно стандартного упражнения, в котором кот Спрайт скользит из стороны в сторону (Рис. 1). Перед выполнением проекта дети знакомятся с понятиями «координатная плоскость» и «доля».Рис. 1.Продолжаем работу выполнением проекта «Полёт летучей мыши» (Рис. 2), в котором ребята, моделируя приближение объекта издалека, знакомятся с понятием «перспектива». Совершенствуя проект, поворачивают машущую крыльями мышь вверх ногами и оставляют отдыхать на ветке дерева. При выполнении этого упражнения определяют для себя понятия «угол» и «угол поворота». Рис. 2. Четвероклассников приводит в восторг то, что можно проектировать компьютерные игры. Самая первая игра, которую я предлагаю им создать, называется «Кот и мышь» (Рис. 3, 4). Игрок играет за мышку. Мышка должна убежать от кота. Победы начисляются коту за каждую пойманную мышь. При работе над проектом ребята изучают понятия «переменная» и «счётчик» в программировании. Рис. 3.Рис.4. В библиотеке программной среды есть несколько примеров компьютерных игр. При объяснении преподаватель может взять их за основу, но ребята, подходя творчески к любому проекту, обычно изменяют всё до неузнаваемости. В качестве заключения хотелось бы сказать: раз уж компьютерные игры двигают прогресс в компьютерной технике и так увлекают всех детей, так давайте сделаем их основой мотивации изучения алгоритмики и программирования. Среда Scratch для этого предоставляет прекрасные возможности. Scratch информатика начальная школа