"Мобильные" каникулы с продолжением marina.livenets's blog / 08.04.2015 Возможно, этот пост никогда не бы появился на страницах Галактики, если бы не его неожиданное продолжение. Осень прошлого года выдалась бурной на наличие двух образовательных смен "Поколение Intel" в детских центрах "Орленок" и "Смена", руководила которыми эксперт образовательных программ Intel Оксана Петрова. В рамках лагерной смены один их курсов, который предстояло провести с ребятами - "Создание мобильных приложений под OS Android". Курс провели, все разъехались по домам, и неожиданно для меня, как преподавателя, который учил ребят всего 9 занятий, они стали писать с просьбой помочь в разработке различных нюансов приложений, которые они создают дома. Пришлось взяться за анализ и задуматься, о том, что же их заставило продолжить эту работу, кроме большого желания стать программистом.Каковы же были условия и правила игры?Проведение курса дополнительного образования в условиях лагеря имеет ряд особенностей, отличающих его от любого другого курса дополнительного образования в течение учебного года. Сюда входят:Краткосрочность обученияУчитывая, что времени не так много, да и все-таки детки приехали к морю)), количество часов обучения было очень ограничено. Программа курса включала 8 занятий по 2 часа, на которых ребята должны были освоить азы программирования мобильных приложений под Android.Разноуровневая группа обученияУровень подготовки детей был весьма разный, хотя мы ориентировались на базовые навыки, и требовали при отборе ребят в группу их соблюдать. Но дети есть дети, немного присочинили - приукрасили, упросили вожатых, нашли множество других причин попасть на обучение."Новая" модель обучения 3 устройства: 1 ученикРазрабатывались приложения на обычных ноутбуках или моноблоках и далее тестировались на мобильных устройствах. Хотя организаторы и обеспечили учебный процесс планшетами для работы, каждому хотелось иметь созаднное им приложение на своем мобильном устройстве. Таким образом вопрос оснащения учеников техникой сместился в модель "3 устройства: 1 ученик" .Наличие Google - аккаунтаУ ребят из Москвы, Нижнего Новгорода и Архангельская в большинстве своем они были, а у ребят из Приднестровья, Чечни, Адыгеи, Дагестана их не было, как и следовало ожидать. Было все что угодно, но Google-аккаунта - нет. Заводить их не было ни времени, ни возможностей. И здесь нас спасла команда Бориса Ярмахова, (спасибо им преогромнейшее), которая предоставила на время обучения учебные аккаунты в Google Apps. На этом мы выиграли множество времени и сил на первых занятиях.Высокая мотивация учащихсяВысокая мотивация учеников и желание выполнить все задания было характерным отличием данного курса. В качестве учебных заданий решались примеры из областей графики, рисования, использования сенсоров, распознавания речи и пр. Каждый из ребят хотел увидеть на своем телефоне приложение, разработанное им самим. На следующее утро после занятий у всего отряда и вожатых в том числе, были на телефонах разработанные ребятами приложения. Проблема низкой мотивации отсутствовала в принципе.Подробные практические инструкции для каждого учебного приложенияВ условиях краткосрочности курса, единственным вариантом избежать говорящей головы у доски, была разработка инструкций для всех приложений, на основе которых детки осваивали среду разработки. У ребят на каждом занятии была задача создать 2-3 приложения с использованием различных компонент. Конечно на всех занятиях резко выделились более способные детки, которые шли быстрее остальных и, естественно, пройдя курс, у них было больше времени на разработку своего проекта. Индивидуальная траектория обучения была налицо.Обязательный анализ и доработка разработанных приложений Избежать ситуации, когда ученики, работая с практическими подсказками, вообще не будут думать, что и как они сделали, можно было с помощью обязательного анализа работы. Нельзя было приступить к созданию следующего приложения, не выполнив анализа разработанного ранее. Для этой цели использовали лист оценки приложения по каждой теме. При наличии времени и желания, ребята дорабатывали созданные ими приложения, реализуя идеи, которых конечно у них было море, к примеру, чтобы "ТО, ЧТО ОНИ СОЗДАЛИ" одновременно пело, плясало и свистело .Разработка итогового проекта в группахИтогом обучения был проект, где ребята реализовывали свои идеи и разрабатывали в группах по 2-3 человека свои приложения. Какая среда использовалась для работы?В качестве среды для работы была выбрана MIT App Inventor, познакомиться с описанием которой можно в Блоге Бориса Ярмахова Изобретаем с Google App Inventor.Исходя из условий проведения курса, выбор должен был быть на стороне визуальной среды программирования. Исходно в качестве такой среды рассматривалась Pocket Code. Дальнейшее ее тестирование показало нестабильность работы и определенные ограничения разработки, связанные с размерами экранов мобильных устройств и разработкой приложений именно на самом устройстве. Мы исходно ориентировались на наличие различных устройств, этот вариант нам не подходил для работы.MIT App Inventor была выбрана по ряду следующих причин: Среда визуального программирования (аналог Scratch) Широкий функционал MIT App Inventor позволяет создавать как простейшие приложения, так и более профессиональные. Наличие большого количества примеров, фрагментов программ, богатая методическая составляющая апробированная в обучении. Возможность хранить разработанные приложения под собственным Google аккаунтом. Возможность тестирования на мобильном устройстве и в эмуляторе на обычном ПК. Однако при ее использовании мы столкнулись и с трудностями, такими как: англоязычный интерфейс. Хотя опыт работы показал, что независимо от того, что интерфейс был англоязычный, детки с успехом справлялись с поставленными задачами. некоторые недоработки самого приложения, например, при наличии нескольких экранов в приложении, нельзя скопировать элементы и блоки с экрана на экран, что требует детального планирования приложения, иначе при появлении идеи с добавлением начального экрана, приходится снова создавать новое приложение, и все дублировать и копировать. Что же у нас получилось в итоге?Два последних занятия были посвящены разработке проекта. Идеи для создания новых приложений генерировали сами ребята. Приведем некоторые из них: Генератор настроения (приложение - психологический тест, работающий с цветом). Голосовой графический редактор - приложение, позволяющее выбирать цвет, очищать экран, делиться рисунком и пр. с помощью голоса. Система управления моторами и датчиками робота NXT через bluetooth. Галерея - обучающее приложение, позволяющее познакомиться с картинками известных художников и узнать о них информацию. Тренажер бокового зрения - приложение, работающее с генератором случайных чисел и позволяющее тренировать зрение и память. Игровое приложение "Поймай меня" с расширенными функциями прохождения уровней, сохранения счета и магазина, позволяющего потратить заработанные очки. Курс программирования мобильных приложений был, хотя и не очень простым для ребят, но увлекательным и интересным. На презентации разработанных приложений они рассказывали о том, что получалось, как они разрабатывали приложение, с какими проблемами столкнулись, делились идеями как будут его дорабатывать в дальнейшем. Жизнь показала - дорабатывают. Возможно это была самая главная задача такого короткого и в то же время такого сложного для преподавателя курса - увлечь и отпустить в полет? Впереди летние каникулы, и снова ребят ждет что-то, что может повлиять на их будущую жизнь, не всем же идти в программисты Android летний лагерь мобильное приложение телефон