Помогающие думать - to think with Блог стайного советника / 10.09.2013 Вещи, с которыми хорошо думать. У разных народов и в разных профессиях они свои. Сеймур Пейперт свое предисловие к книге Мича Резника "Черепахи, термиты и дорожные пробки назвал "Резник-как-объект,-помогающий-думать". Что у меня было бы в таком сундучке с вещами, чтобы подумать - шахматы, го, Черепаха, вики, графвиз, VUE, собака на подоконнике, дождь за окном.Б. Фуллер считал, что целью дизайна является изменение поведения и способов деятельности людей. Для достижения этой цели дизайнеры разрабатывают и внедряют в среду обитания новые предметы и орудия деятельности. Появление новых орудий деятельности побуждает людей воспользоваться этими новыми предметами и, таким образом, изменить свое прежнее поведение и прежние способы достижения своих целей. Например, если у людей есть жизненная потребность перебираться с одного берега бурной реки на другой, то задача дизайнера состоит в проектировании и построении моста. Появление моста приведет к тому, что люди будут реже рисковать своей жизнью, бросаясь в воду и пытаясь переплыть на другой берег.Объектами педагогического дизайна являются вещи, использование которых позволит учителям лучше учить, а ученикам лучше учиться. Целью педагогического дизайна, как организационной деятельности, является изменение поведения участников образовательной деятельности за счет формирования среды для лучшего обучения. Указанная Б. Фуллером направленность дизайна на достижение определенной цели, которая находится вне объекта деятельности дизайнера, представляется крайне значимой для создания объектов, которые помогают людям думать и учиться. Это такие правильные для нас вещи, с которыми мы думаем «things to think with» – как определяет их в своей книге Шерри Теркл - Turkle S. Evocative Objects: Things We Think with.В этой книге она сформулировала этот принцип We think with the objects we love; we love the objects we think with - мы думаем с объектами, которые любим; мы любим объекты, с которыми думаем. Шерри вообще большая молодец, про что бы она ни думала и рассказывала - можно посмотреть на ее TED выступление про одиночество вместе.Эти орудия помогают хранить, искать, классифицировать, обрабатывать, передавать, представлять и видоизменять информацию. Эти орудия являются объектом дизайна, поскольку они создаются с намерением сделать так, чтобы думать было удобнее. Даже если дизайнер такого орудия не ставил своей целью изменение способов обучения, вещи, помогающие думать, являются вещами, помогающими учиться, и появление таких вещей оказывает огромное воздействие на образование.Объект, вокруг которого организуется деятельность, обладает целительным свойством опредмечивания разговоров. Нет и не было ничего более скучного и тоскливого, чем разговоры об абстрактной информатизации образования. И даже общие компьютерные школы и компьютерные образовательные лагеря, если у них не было какой-то отдельной и специальной темы, как правило, были скучны своей неопределенностью. А вот определенные и предметные летние смены, когда у всех был общий язык или общий объект, как правило, удавались. Дьюи про это писал: Сосредоточение не означает неподвижности или судорожной остановки, паралича потока представлений. Это означает разнообразие и смену идей, комбинируемых в единое, устойчивое, направленное движение к единому заключению. Мысли сосредотачиваются не благодаря тому, что остаются неподвижны и спокойны, но благодаря тому, что движутся по направлению к одному объекту, как генерал сосредотачивает свои войска для атаки или обороны. Удерживать ум на одном предмете - то же, что держать курс корабля: это требует постоянной смены места в связи с единством направления.Тема генерала и войск перебросит нас в мир настольных игр, которые тоже являются объектами, помогающими думать. Но, про эти объекты и сообщества вокруг них - отдельно. объекты шахматы