Метафора коммуникации в Scratch Блог стайного советника / 29.09.2010 Рассказывал во Львове про культуру соучастия - можно презентацию посмотреть - и ключевая идея рассказа, и потом вебинара, была про социальные объекты, которые объединяют людей. Основой для формирования отношений и связей между людьми служат не общие формы деятельности, а конкретные объекты, выступающие в роли социальных катализаторов. Мы обсуждали со студентами - социальными психологами и обсуждали проблему самоорганизации сообщества вокруг мячика. Предложил им построить модель в Scratch. И перед проблемой самоорганизации множества котов вылезла проблема коммуникации кота и мячика. Единственный способ передать сообщение мячику - пнуть его как следует.Тут важно отметить, что в Scratch мы смотрим на модель взаимодействия кота и мячика с позиции их коммуникации. Наиболее простой и естественный для среды способ - имитировать удар по мячу в Scratch это - Передать сообщение. Собственно, и в реальном мире удар часто несет коммуникативную функцию. Тут просится цитата из Хазарского словаря:"Сторож закрывал мавзолей, - записал неизвестный, - и тяжелый звук замка падал в его мрак, как будто это падало имя ключа. Такой же недовольный, как и я, он сел рядом, на камень, и закрыл глаза. В тот момент, когда мне казалось, что он уже заснул в своей части тени, сторож поднял руку и показал на моль, залетевшую в галерею мавзолея то ли из нашей одежды, то ли из разложенных внутри персидских ковров. - Видишь, - обратился он ко мне равнодушно, - насекомое сейчас высоко наверху, под белым потолком галереи, и его видно только потому, что оно движется. Глядя отсюда, можно было бы подумать, что это птица высоко в небе, если считать потолок небом. Моль этот потолок, вероятно, так и воспринимает, и только мы знаем, что она ошибается. А она не знает и того, что мы это знаем. Не знает она и о нашем существовании. Вот и попробуй теперь установить с ней общение, попытайся. Можешь ли ты ей сказать что-нибудь, все равно что, но так, чтобы она тебя поняла и чтобы ты был уверен, что она тебя поняла до конца?- Не знаю, - ответил я, - а ты можешь?- Могу, - сказал старик спокойно, хлопнув руками, убил моль и показал на ладони ее расплющенные останки. - Ты думаешь, она не поняла, что я сказал?"Мы соберем сходную модель, в которой сообщение будет передаваться от кота мячу. Нам понадобится совсем чуть-чуть строительных блоков:.И мы соберем из них простую управляющую конструкцию:.Центральный блок здесь гласит: Когда получишь сообщение "Кот пнул мячик", повернись в том направлении, в котором движется кот и набери скорость. Вот и все. Котом можно управлять по разному. В первом варианте мы просто дадим ему инструкцию бегать за мячиком, и догнав мячик, посылать ему сообщение: "Кот пнул мячик".Можно посмотреть на проект http://scratch.mit.edu/projects/patarakin/1314960.И обратите внимание, что теперь можно и на самом сайте, не скачивая проекта, посмотреть как он устроен:Что можно делать с проектом дальше:- Можно добавить новых героев, которые тоже будут взаимодействовать с мячиком.- Можно видоизменить программу так, чтобы мы могли увеличить число котов, которые будут бегать за мячом и собираться в группы. Scratch коммуникация