Педагогический дизайн социальной сети Scratch Блог стайного советника / 23.05.2013 Этот пост представляет статью из специального тематического раздела выпуска ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ, которая опубликована в апрельском выпуске ежеквартального рецензируемого Международного электронного журнала "Образовательные технологии и общество" №11. Журнал вышел при поддержке Российской коммуникативной ассоциации. Хороший журнал, но обратной связи там нет. А хочется отзывов. Тем более, что многие из представленных в статье подходов обсуждались и реализовывались на страницах Галактики. Текст статьи Педагогический дизайн социальной сети Scratch.Важные моменты для обсуждения с картинками:1. Про Скретч и про то, что он для людей самого разного возраста.2. О том, что Скретч и для девочек, и для мальчиков. В статье этого нет, но я всегда помню слоган одной американской конференции "Компьютеры придумали мальчики, для своих дурацких мальчуковых заморочек. И теперь они хотят, чтобы мы, девочки, соответствовали их заморочкам."3. Из чего складывается организация деятельности. В процессе работы над текстом у меня возникла фраза "хороший дизайн предполагает хорошую теоретическую родословную".4. Социальная обучающая сеть - цифровая экосистема.5. Педагогические подходы ScratchИ тут, в основании, Дьюи и обучение деланию, прежде всего.6. Педагогическая стратегия Scratch явно наследует этот подход.Как реализуется стратегия в организации информационной среды?Общая стратегия организации совместной деятельности в социальной сети Scrtatch состоит в том, что она поддерживает конструктивную деятельность, не навязывая участникам формы поведения. При этом главным инструментом влияния на поведение участников остается показ возможностей и примеров для деятельности. Главная страница, с которой начинается навигация по сайту, содержит перечни проектов отсортированных по различным критериям. Первыми показываются самые новые из созданных проектов. Это поддерживает у участников ощущение развивающегося сообщества, в котором постоянно происходит создание новых цифровых объектов. Второй перечень содержит проекты, которые организаторы социальной сети считают наиболее интересными и показательными, на которые участникам нужно обратить внимание и которые могут быть использованы в качестве примеров. Третий перечень содержит проекты, которые созданы авторами, которых данный участник отметил в качестве своих друзей – людей, за работой которых он хотел бы вести наблюдение.Следующий перечень проектов представляет наиболее важный стратегический принцип социальной сети – показывать, как важно и как правильно делиться своими проектами, создавать проекты и спрайты, которые в дальнейшем используются другими. В разделе «Наиболее используемое» – http://scratch.mit.edu/latest/remixed – собраны проекты, которые чаще других использовались участниками социальной сети в качестве основы для новых проектов. В объектно-центрированной сети Scratch такие проекты ценятся даже больше чем те, которые понравились наибольшему числу участников. Когда организаторы социальной сети рассказывают о своих достижениях, то одним из главных предметов гордости является то, что около 30% всех проектов, размещенных на сайте, являются ремиксами, т.е. созданы на основе чужих проектов. Этот показатель свидетельствует о том, что между людьми и проектами успешно образуются связи, и сеть успешно решает свою образовательную задачу. Принцип повторного использования может быть сформулирован в виде правила: «нужно создавать объекты – спрайты и проекты, которые будут не только просматриваться и изучаться, но и использоваться другими людьми». С другой стороны в социальной сети действует и обратное правило: «можно и нужно брать и использовать цифровые объекты – спрайты и проекты, которые созданы другими людьми». Эта практика повторного использования цифровых материалов достойна всяческой похвалы. В новой версии социальной сети Scratch 2.0 это правило повторного использования получило дополнительную поддержку. В системе появилась возможность не только просматривать чужие проекты, но и выбирать из этих них отдельные понравившиеся спрайты, складывать эти спрайты в виртуальный рюкзак и доставать необходимые готовые спрайты из рюкзака для того, чтобы использовать в своей деятельности.Педагогическая тактика - и тут все возвращается на ГалактикуСреда Scratch позволяет решать различные задачи, связанные с творчеством, изучением отдельных предметов и освоением цифровой культуры. При рассмотрении возможностей социальной сети нас, прежде всего, интересуют задачи, связанные с формированием и укреплением отношений между людьми и объектами. В связи с тем, что эти задачи кажутся наиболее интересными и сложными, мы рассмотрим примеры их решения. Во всех представляемых пилотных проектах участвовали российские учителя из образовательной сети Галактика – / и во всех проектах была использована сходная схема. Организатор проекта предлагал учителям общую тему проекта, правила участия и предлагал участникам внести свои изменения и дополнения в исходный цифровой проект. Scratch педагогический дизайн