Сообщество вокруг доски Блог стайного советника / 22.09.2013 Продолжаю обсуждение темы информационной образовательной среды, которая была начата в сообщении Среда. Информационная среда. В конце того сообщения, было выдвинуто положение, что если говорить про информационную среду, то приходится говорить и про сообщество, которое в этой среде обитает и развивается. Если уж сказано слово "Среда", то дальше должны следовать слова "сообщество", "экосистема", "эволюция". Попробуем установить связь между актами деятельности отдельных участников и эволюционным развитием деятельного сообщества на примере сообщества, которое формируется вокруг шахматной доски.Сообщество учеников, вовлеченных в совместную продуктивную деятельность, в ходе которой они создают объекты для отбора, оценки, обсуждения и последующего использования, является частью экологической системы. Рассмотрим пример такого продуктивного сообщества и выделим характеристики, которые обязательно надо учитывать при анализе такого сообщества. В качестве примера используем игровое сообщество. Вернее, сообщество, которое образуют игроки в стратегические игры с полной информацией.Развитие сообщества, как коллективного субъекта, зависит от продуктов деятельности отдельных участников сообщества. С одной стороны, эти продукты индивидуальной деятельности в форме цифровых объектов - текстов, программ, сценариев, - служат материалом для отбора. С другой стороны, создание таких цифровых объектов является необходимым условием для учебы и развития отдельных субъектов образования.Продукт, на создание которого направлена деятельность отдельных участников, организует деятельность и оформляет границы деятельности коллективного субъекта. Наличие продукта определенного типа позволяет вычленять сообщества и экосистемы знаний, ограниченные жесткими рамками и доступные для изучения и анализа. Для того, чтобы образование получило возможность эффективно использовать концепцию экосистемы и сообщества знаний при построении образовательной среды, необходимо ограничить область анализа. Ограничение типом создаваемого продукта является наиболее простым и естественным. Что мы имеем в шахматном клубе при первом рассмотрении? Доски и фигуры.Доска и фигуры - объект, помогающий думать. Стол, доска с фигурами. Один человек передвигает фигуры. Рядом с доской может лежать тетрадь или книга. Человек думает при помощи доски и фигур. Объект, опосредующий общение. За одним из столов два участника сидят друг напротив друга за доской. Рядом с доской стоят часы. У каждого участника рядом лежит лист бумаги, на котором после хода он делает запись. Рядом с этими игроками никого нет и они не говорят между собой. Можно было бы сказать, что в процессе игры игроки не общаются друг с другом. А можно сказать, что общение игроков опосредовано общим социальным объектом, который опосредует их общение. Chess-mediated-communication - это объект или средство, которое является медиатором общения между людьми. Социальный объект. За другим столом столпились две группы. Два игрока быстро перемещают фигуры по доске и нажимают на столбики часов. Никакой записи не ведется. Здесь доска с фигурами - социальный объект. Объект, помогающий устанавливать связи, объект, вокруг которого формируется сообщество. Виртуальный объект. Стол, за которым игроки сидят без доски. Перед ними лежит журнал, в котором на языке игровой нотации указаны ходы. Участники представляют доску и происходящие на этой доске события. Анализ действий отдельных участников внутри деятельного сообщества, объединенного общей игрой, позволяет связать акт деятельности и развития одного участника с развитием всего сообщества. В окружающем мире можно найти достаточно примеров, которые могут быть использованы для анализа того, как может быть связана индивидуальная деятельность человека и развитие сообщества, участником которого является этот человек. Однако, игровая среда, в которой развивается сообщество игроков в одной из таких игр, как шахматы или го, представляется наиболее показательным примером. И связано это не столько с популярностью концепции игрофикации различных форм продуктивной и учебной деятельности, сколько с многовековой традицией записи игровых сценариев. Игровое поле издавна использовалось человечеством для постижения закономерностей, которые существуют в окружающем мире. Этот подход использовал Эммануил Ласкер и в своем философском учебнике шахматной игры, и в книге «Борьба». Этот же подход мы находим в восточной литературе по игре в го, которая отражает отличия восточной философии и понимание разницы между восточным и западным образом мысли, восточным и западных подходом к организации бизнеса.Каждый раз за игровой доской игрок сталкивается с ситуацией, которую ему необходимо разрешить. И каждый раз игрок предлагает свою версию развития ситуации на доске.В шахматной партии игрок стремится поставить мат королю противника. В игре го игрок стремится захватить как можно большую территорию. И в той, и в другой игре возможен сценарий, что победа достанется быстро и будет полной, но это очень маловероятные события. Деятельность субъекта или нескольких субъектов игровой деятельности, объединенных настольной игрой, можно рассматривать как процесс создания возможного сценария партии. В ходе создания сценария партии игроки постоянно совершают акты мышления. Несколько упрощая ситуацию, мы можем рассматривать всю партию как постановку проблемы, выдвижение гипотезы, критическое осмысление гипотезы и ее экспериментальную проверку на игровой доске. Каждая партия является реализацией возможного сценария игровой деятельности. В ходе реализации этого сценария проверяется одна или несколько гипотез. Индивидуальный или коллективный субъект игровой деятельности предлагает свой сценарий или свою версию развития событий в системе. Для того, чтобы перейти от уровня отдельного события создания партии к уровню анализа экосистемы, необходимо рассмотреть создание партии в контексте развития сообщества знаний. Каждый созданный сценарий внутри сообщества обладает значением, которое определяется его отношениями с другими сценариями и с субъектами совместной деятельности. Деятельное сообщество игроков, внутри которого постоянно создаются, анализируются, обсуждаются и оцениваются партии, является примером экосистемы, в которой происходят эволюционные изменения.Ситуация внутри сообщества определяется действиями участников этого сообщества.Новые партии, новые сценарии становятся частью ситуации и оказывают влияние на поведение участников, которые совершают свои индивидуальные действия. На деятельность субъекта и на предлагаемый им сценарий оказывает влияние история сообщества – сценарии, которые были внутри сообщества разыграны и рассмотрены. Но и результаты деятельности участника, сыгранная партия, сценарий которой является продуктом деятельности, оказывает влияние на развитие сообщества. Анализ деятельного сообщества игроков позволяет выделить основные составляющие экологической системы совместной деятельности:Проблема как объект деятельности. В деятельном сообществе всегда есть общая проблема, которая интересует всех участников, и они в меру своих сил предлагают общее или частичное решение данной проблемы. Проблемная ситуация допускает множество решений и позволяет сформировать проблемное поле, на котором разворачивается деятельность субъектов деятельности. Дизайнеры разрабатывают и предлагают не просто средство для деятельности, но средства в помощь для поиска решения определенной проблемы и средства совместной деятельности на проблемном поле.Субъекты деятельности - люди, заинтересованные в поиске решения проблемы или возможного множества решений или сценариев на проблемном поле. Сообщество индивидуальных субъектов, участвующих в поиске или конструировании наилучших или допустимых сценариев, можно рассматривать в качество коллективного субъекта совместной деятельности. Прилагательное коллективный в данном контексте отражает исключительно совместный характер деятельности.Средства или медиаторы деятельности. В деятельном сообществе всегда присутствуют средства, которые помогают людям не только думать, но думать вместе. Следует отметить, что развитие информационных технологий расширяет, прежде всего, способность совместного размышления и совместной деятельности на общем проблемном поле.Правила игры или правила деятельности. Правила обеспечивают повторяемость действий участников. Сообщество связано с объектами и сообщество связано с однотипными повторяющимися действиями, которые отдельные участники совершают с этими объектами. Если бы правила менялись, то невозможно было бы сопоставить и отобрать объекты для развития.Повторяемость деятельности. Еще одной важной отличительная особенностью деятельных сообществ практики является регулярно повторяющаяся практическая деятельность. Повторяемость действий участников, когда они решают сходную проблему и предлагают свой сценарий выхода из проблемной ситуации, является основанием для формирования долговременного сообщества. Акты деятельности повторяются. Все члены сообщества практики производят сходные действия, в результате чего получаются сходные по форме, но различные по смыслу решения ситуации.Продукт индивидуальной деятельности. Для того, чтобы сообщество могло эволюционировать, необходимо, чтобы был материал для сравнения и отбора. Необходимо, чтобы результаты деятельности можно было сравнивать. Т.е. продукты деятельности внутри сообщества должны существовать в единственном формате - текст закона, сценарий шахматной партии, сценарий возможного будущего и т.п. Важная отличительная особенность, которая позволяет развиваться сообществу практики, состоит в том, что сценарий деятельности записывается, и в завершение деятельности получается продукт, который можно анализировать, изучать и оценивать. Продукт, который был создан в ходе деятельности, возможный сценарий развития событий на доске, в классе, в организации, в стране – записывается, сохраняется и становится доступным всем членам сообщества. Каждый может посмотреть на то, как был выстроен сценарий, произвести его анализ, и может построить на нем дальнейшие действия. Таким образом, созданный продукт изменяет ситуацию внутри самого сообщества игроков. Сыгранная партия или другая форма, предлагающая свою версию возможного развития событий на доске и в другом поле, оказывает воздействие на то, что происходит внутри сообщества. Этот продукт привлекает внимание, партию или сценарий отмечают, оценивают, комментируют и используют. В результате этот объект продвигается внутри сообщества и происходит изменение ситуации в самом сообществе практики. Благодаря записанному продукту деятельности, независимые игры, как частные предложения игроков, становятся материалом, на базе которого строится развитие сообщества. Результаты обучения. Участие в деятельности, направленной на достижение практического результата внутри деятельного сообщества, позволяет участнику изменить свое положение внутри сообщества, установить новые отношения с объектом, субъектами и средствами деятельности. Эти новые отношения меняют поведение участника и являются результатами обучения. Обучение, как неоднократно подчеркивал Дьюи, является важным, но попутным результатом продуктивной деятельности. Важно подчеркнуть, что современные средства сетевого анализа позволяют проследить продвижение ученика внутри деятельного сообщества и оценить его действия и результаты этих действий. игра сообщество шахматы