NetLogo 5.04 - рассказы на русском Блог стайного советника / 29.05.2013 В будущем объектом для совместной сетевой деятельности будет не текст и не документ, а компьютерная игра или модель, которую будущие читатели смогут протестировать, смогут с ней поиграть, поизменять в ней параметры и понять, какие в рамках этой игры или модели существуют зависимости и закономерности. Вывеска на сайте приема грантовых заявок - тексты больше не принимаются. Принимаются только модели и игры. Основным инструментом для создания "документов будущего" будут не текстовые процессоры, а редакторы моделей, подобные Скретч, NetLogo или Starlogo TNG. Важно уже сейчас осваиваться в этом будущем. Я хочу рассказать не о том, что сделал локализацию Netlogo 5.04 на русском, а о том, как будут выглядеть новые документы в этой среде.Все началось на сайте Гражданское общество: Радар Будущего, посвященном прогнозированию событий и явлений в обществе в обозримом будущем.Я попробовал сформулировать там предложение о том, что в будущем изменится формат обсуждения документов и обсуждать будут не текстовые документы, а модели или игры. Игра станет новым объектом совместной деятельности.Сообщение, которое хочу показать и иллюстрировать в среде NetLogo будет простым и открытым для последующего изменения: Если раньше нас интересовали отдельные объекты и личности, то теперь мы можем отслеживать и анализировать связи между многочисленными личностями и объектами.Во-первых, нам понадобятся иконки человечков и объектов. И здесь все просто - мы смотрим, какие формы черепашки есть в системе и если нам мало, то добавляем формы из библиотеки.Мы возьмем сначала одного человечка и поставим его в центре экрана. Для запуска этой программы создадим первую процедуру, в которой будет сказано: очистить все, создать одну черепаху (create turtle) и пусть она будет размером 5 и цветом красный.to setupcacrt 1 [set shape "person" set size 5 set color red ]endТак - про отдельную личность мы рассказали. Теперь создадим множество личностей.to setupcacro 30 [set shape "person" set size 3 fd 10]endЗдесь мы попросили создать 30 черепах (упорядоченно create ordered turtle - cro - т.е. все эти черепахи разного цвета и последовательно меняют направление) и велели им разойтись на 10 шагов по экрану.Следующий шаг - про связи и про то, что мы теперь умеем создавать связи между черепахами.ask turtles [ create-links-with other turtles ]Простая команда - всем черепахам установить связи с другими черепахами.Теперь мы вспомнили, что в намерение входило установить связи не только между личностями, но и между личностями и объектами. Нам понадобятся черепахи разных пород. Черепахи породы Личность и черепахи породы Объект. Откуда берутся разные породы? Мы их сами и создадим.В начале программы укажем, что у нас будут разные породы:breed [users user]breed [objects object]Изменим программу setup - оставим в ней только очистку экрана.Создадим кнопку для появление черепах породы user. И вот тут используем множество разных форм человечков:to users-create create-ordered-users 20 [ set shape item random length ["person" "person business" "person construction" "person graduate" "person police" "person student" ] ["person" "person business" "person construction" "person graduate" "person police" "person student" ] set size 2 fd 8] endСоздается 20 черепах породы user, при этом каждый раз случайным образом выбирается форма черепахи. Это может быть студент, строитель, студент, полицейский, выпускник.Теперь добавим черепах породы объект. Здесь все точно так же, как и с породой user:to objects-create create-ordered-objects 12 [ set shape item random length ["computer server" "book" "music notes 3" "tile brick"] ["computer server" "book" "music notes 3" "tile brick"] set size 2 fd 5]endТеперь у нас есть и личности и объекты.И мы установим связи от людей к объектам.to connect ask users [create-links-to objects]endКрасиво, но слишком много связей от людей к объектам.Сделаем так, чтобы люди устанавливали связи только с определенным числом объектов.Например, только с тремя объектами.to connect ask users [create-links-to n-of 3 objects]endИли со случайным числом объектов, расположенных как можно ближе к данному человеку.to connect ask users [create-links-to min-n-of (random count objects) objects [distance myself]]endТеперь мы еще можем попросить систему расположить связанные объекты наилучшим образом на экране. repeat 50 [ layout-spring turtles links 0.2 5 1 ]Дальше мы можем развивать свое сообщение, делать его динамическим. Но пока мы только сохраним полученную программу и положим ее на сервер сообщества, где она будет доступна для обсуждения, комментирования и повторного использования. Да, здесь звучат те же самые слова, что и на сайте Скретч.Теперь у нас есть модель, которую можно просматривать и запускать на сайте по адресу http://modelingcommons.org/browse/one_model/3715.Обратите внимание, что здесь можно сразу запускать модели - кнопка Run.И здесь можно обсуждать и комментировать модели - это показано на примере другой модели. NetLogo рассказ